Home » "Коммунист Казахстана", №35//18.10.2013 » Будущее интеграции – с кем будем дружить?!

Будущее интеграции – с кем будем дружить?!

В последнее время не только в республиканских, но и местных СМИ стала активно будироваться тема интеграционных процессов. Попросту говоря – с кем будем дружить, ну и, естественно, против  кого. Народ в недоумении, неужели это так важно именно сейчас?!

В прессе оппозиционных национал-патриотов  уже печатаются (на целую полосу) подписные листы против Таможенного союза и будущего Евразийского союза. В период недавнего визита президента Белоруссии в Казахстан одно казахстанское издание высказало гипотезу, что белорусский и казахстанский руководители намерены выступить единым фронтом против Москвы, особенно в части планов расширения Таможенного союза за счет Армении и Кыргызстана. Но на деле оказалось, что это всего лишь некая искусственная журналистская драматизация. Кому выгодно этакое нагнетание напряжённости?

Александр Лукашенко накануне визита в Казахстан изложил свое видение будущего Евразийского союза казахстанскому телеканалу 24KZ. Президент Белоруссии прямо (так, как он это умеет) выступил против превращения экономического союза в политический, против введения единой валюты, против создания наднациональных органов. Возникает вопрос, почему он выступает против того и другого? Возможен ли альянс Минска и Астаны против Москвы? Да и вообще – зачем Казахстану нужен такой Таможенный союз? Казахстанские эксперты  акцентируют внимание на то, что «Казахстан попытался оказать мягкое сопротивление России с помощью Белоруссии», в частности, что «экономический проект не может превратиться в политический». Российские политологи заметили, что просто  «были сверены часы евразийской интеграции», в том числе по поводу  «создания евразийского парламента и введения единой валюты в будущем Евразийском союзе».

Не будем забывать, что первым о возможности создания наднациональной структуры, которая будет объединять парламентариев Белоруссии, России и Казахстана заговорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Но это должна быть евразийская ассамблея, а не евразийский парламент. Однако в скором времени эту идею подхватил председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин, который предложил создать Евразийский парламент по примеру Европарламента. И вот тут пошло поехало… Бывший секретарь партии «Нур Отан» открыто высказался против этой идеи, но вскоре утратил свой пост и отправился доучиваться в Японию.

Европейских политиков весьма настораживает очень агрессивная позиция России на постсоветском пространстве. Взять хотя бы то, как Москва  как выстраивает свои отношения с Украиной и Молдовой. Казахстанские «западники» уверены, что такая позиция «кнута» не всегда приносит пользу и необходимо помнить о том, что эта «кнут» может быть использован и против Казахстана. А может действительно, «Запад нам поможет» (как говаривал великий комбинатор)?! А вот здесь выясняется одна деталь, и немаловажная.

Евразийская экономическая комиссия (оказывается, у нас есть и такая) составила условный антирейтинг стран, применяющих ограничительные меры против товаров Таможенного союза. Так вот, на первом месте оказались Евросоюз и США, на втором — Украина, замыкает тройку Узбекистан. США применяют экономические санкции (8 мер) к белорусским товарам, антидемпинговые меры в отношении химической и металлургической отраслей России и Белоруссии. Запад гнёт своё, это понятно, а что делают в этой упряжке братские постсоветские республики? Вопрос большой! Сколько недополучает ТС в результате такого притеснения, сейчас подсчитывается. Только от украинских ограничений ущерб для союза составляет порядка 200 млн долл. в год. И всё это было ещё до скандальной конфетной истории с украинской Рошен.

Оказывается, на страны СНГ приходится 38% ограничительных мер. Ближайшая российская соседка Украина применяет 16 мер, 10 из них — антидемпинговые. Не меньше препятствий чинит и Узбекистан, применяющий чуть меньше ограничений, чем Украина (всего 15 мер). Однако Узбекистан применяет дискриминационные акцизы в отношении более чем 400 товарных позиций (мука, кондитерские, мясные изделия, сахар, пиво). Так, к примеру, для молочной продукции стран ТС установлен акциз в размере 70%, колбасных изделий — 30%.

Вот поэтому управляющий директор национального агентства по экспорту и инвестициям Kaznex Invest Газиза Шаханова отметила, что «соседние страны в Центральной Азии (ЦА) не могут стать равноправными партнерами Казахстану». В ходе третьего центральноазиатского она привела пример, что «при поставке кондитерских товаров из Казахстана в Узбекистан взимается акциз в размере 70%, при поставке напитков акциз составляет 100%. Кроме того, “действуют 70%-ные акцизы на легковой транспорт, поэтому получается, что экспорт казахстанских машин в 910 раз меньше, чем экспорт узбекских автомобилей в Казахстан”. Поэтому представитель госагентства сделала вывод:  “Получается – наше партнерство с Россией нам сейчас выгодней, чем соседство с Центральной Азией, потому что экспорт Казахстана в Россию в два раза больше, чем в соседние центральноазиатские республики вместе взятые”. Вот такая простая арифметика.

Простому человеку не понять всех хитросплетений большой политики в таком малом союзе как ТС, и бурных споров о судьбе идеи Союза. Со всех сторон сыпятся прогнозы евроаналитиков (вкупе с нашими доморощенными западниками). Делается это с  очень большим скепсисом, мол, что откуда возьмется? Обоснование простое: «Россия, и Казахстан – это сырьевые экономики», а та же Белоруссия  «просто бывший сборочный цех СССР, который все больше отстает от мировых технологических стандартов». Что здесь сказать, вроде всё ясно, сейчас интеграция происходит по формуле четырех свобод: свободного движения капитала, рабочей силы, товаров и услуг. Но есть другая модель, о которой, в частности, писал Нурсултан Назарбаев – это «превращение евразийского пространства в пространство прорывного промышленно-технологического развития». Будущее покажет, а оно у нас всё-таки есть, должно быть!

Д.М.Легкий, секретарь ЦК КНПК,

доктор исторических наук

Яндекс.Метрика