Home » Депутатские запросы, Депутатские запросы Мажилиса Парламента V созыва, Партийная жизнь » Депутатский запрос

Депутатский запрос

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А.

 Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Глава государства в статье «Взгляд в будущее. Модернизация общественного сознания» отметил, что  каждый казахстанец должен понимать, образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем. Также неоднократно отмечалась необходимость трехъязычия, владение казахским, русским, английским языками нашей молодежью. Эта компетенция рассматривается как необходимое условие увеличения конкурентоспособности.    В стране была начата поэтапная реализация уникального культурного проекта «Триединство языков», закрепленного в Стратегии «Казахстан – 2050» и Плане нации «100 шагов». Правительством уже сделан акцент на необходимости подготовки педагогических кадров со знанием трех языков, была создана Дорожная карта по внедрению трёхъязычного обучения повсеместно до 2020 года, а также обеспечена минимальная нормативно-правовая база для ее реализации.

Согласно данных, в 2016-2017 гг. из республиканского бюджета на начало реализации Дорожной карты по внедрению трёхъязычного обучения было выделено чуть больше 11 млрд. тенге. В бюджете на 2018-2020 гг. – 19.5 млрд. тенге. Более того, существуют еще расходы на методологическое обеспечение, развитие интеллектуально-инновационного кластера и другие вклады.  Преподавателей физики, химии, биологии всей страны уже два года обучают английскому за счет государства. Учителей из отдаленных районов и сел направляют в центры с предоставлением жилья и питания. В это время  на рабочем месте обучающемуся сохраняется заработная плата, а заменяющему учителю оплачивают замену. То есть фактически оплата за проведенные часы в отсутствии профильного педагога проводится в двойном размере. Вместе с тем сегодня уже говорят, что есть вероятность,  что для некоторых учителей такие курсы будут проводить повторно, так как трех месяцев не достаточно для овладения иностранным языком.

Преподавание на английском языке, на котором учитель не то что свободно думать, а даже изъясниться на бытовом уровне не сможет, не будет эффективным. Такие предметы как физика, химия, биология даже на родном языке не все ученики понимают. Кроме того, в 10-х классах только 10-15% учеников владеют английским языком, на уровне, позволяющем обучаться на нем другим предметам. А что делать с остальными учениками? Вместе с тем, надо понимать значимость предметов, переводимых для обучения на иностранном языке. Физика, химия, биология не только дают знание формул, но и понимание природных процессов, формируют мировоззрение, широту кругозора, понимание генетики и многое другое. Эти важнейшие компетенции может потерять каждый ученик в сложившейся ситуации.

Надо не забывать, что в НИШ, опыт которых внедряется в школах, эти уроки ведут 2 учителя одновременно. Причем первый – на родном языке ученика, а второй – на английском. Чаще всего это носитель языка или учитель, имеющий специальное образование. 

Когда мы научимся правильно воплощать идеи Президента? Когда мы станем рациональными и прагматичными? Скорее всего, Программа не оправдает ожиданий Главы государства, так же, как и вложенных в нее средств. Это уже ясно. Конечно, скоро нам могут показать блестящую статистику. Но вопрос: зачем мы себя обманываем? Это же будущее нашей с Вами страны, наши дети, наша система образования – основа основ! К примеру, в одном из лицеев Астаны недавно проводили открытый урок по биологии на английском языке, чтобы продемонстрировать уровень «готовности» к переходу. Учитель прочел весь урок на ломанном английском по бумажке, а из 30 учеников подготовили пятерых, знающих язык, чтобы произвести впечатление интерактива!

Перекладывать ответственность с себя за неэффективное планирование, прогноз и статистику на людей, которые, якобы, не успеваю т осилить программу – бессмысленно. Завтра уполномоченный орган придумает новую программу с новыми деньгами. Отступать то мы не любим, как и признавать ошибки. Безусловно, английский язык важен, но не думаем, что нужно повышать уровень его знаний таким способом.

В связи с вышеизложенным, считаем необходимым срочно честно и прагматично рассмотреть этот вопрос и принять во внимание следующее:

– Повысить качество преподавания языков, чтобы наши дети-школьники могли к окончанию 9-го класса свободно владеть тремя языками, что даст им возможность выбора обучения на любом из языков;

– В свидетельствах об окончании основной школы и в аттестатах об окончании средней школы указывать  не оценки, а уровень знаний языков (A1, А2, В1, В2, С1, С2);

– Улучшить подготовку учителей – филологов в ВУЗах;

– Рассмотреть вопрос рациональности введения преподавания физики, химии, биологии на английском языке в массовой школе. 

– Сэкономленные средства направить на ремонт и строительство аварийных, трехсменных школ.

Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.

С уважением, 

Депутаты фракции «Народные коммунисты»                                                             

И. Смирнова

Ж. Ахметбеков                                                

Г. Баймаханова

А. Конуров                                                       

В. Косарев

М. Магеррамов                                                

Т. Сыздыков

Оглашен 06.12.2017г.

 

Яндекс.Метрика