Home » Аналитика » Экономия стране в убыток

Экономия стране в убыток

Электронные государственные закупки быстро вытесняют обычные «бумажные» конкурсы. Как утверждают чиновники, это не только сокращает возможности для злоупотреблений, но и приносит прямую выгоду казне. Общая экономия бюджетных средств с 2010 года уже составила более 176 миллиардов тенге (1,17 миллиарда долларов).

Это – главный предмет гордости госорганов, которые продвигают перевод закупок на электронную основу. Как сообщил недавно Центр электронной коммерции, в нынешнем году общий объем запланированных электронных закупок центральных государственных органов составляет около 1 триллиона (!) тенге. И это не считая местных органов власти, госпредприятий и нацкомпаний.

Между тем, экономия миллиардов тенге сигнализирует о тревожных пробелах в системе госзакупок. Ведь из чего она складывается? Из того, что госорган планирует одну цену товаров и услуг при составлении бюджета, а потом в ходе электронных торгов она снижается.

На самом деле это свидетельствует о низком уровне бюджетного планирования. И лишний раз подтверждает, что все изъяны системы закупок коренятся не в пресловутых тендерах, а намного раньше, на стадии их планирования. Тендеры – это лишь вершина айсберга. Те времена, когда результаты конкурсов подгонялись в пользу «откатившей» компании, уходят в прошлое. Более жесткие процедуры конкурсов, те же электронные закупки заставляют искать новые схемы.

Они, как правило, заключаются в том, что «откаты» закладываются еще на стадии планирования бюджета. И в это же время составляются такие технические условия, т.е. требования к товарам и услугам, которые «заточены» под конкретную компанию.

Сейчас вся мощь государственного контроля сосредоточена на процедуре проведения конкурсов. Т.е. идет борьба со следствием, а не с причиной. И единственный ее результат – это псевдоэкономия от электронных торгов.

Хотя экономия – это вовсе не критерий эффективности госзакупок. Дешевые товары и услуги зачастую обходятся стране очень дорого. Например, на ремонте дорог бюджет теряет намного больше, чем сэкономил на их строительстве.

Для того чтобы действительно сократить уровень коррупции при госзакупках, нужно «взять под прицел» их планирование – проверяя все, от целесообразности приобретения товаров и услуг до расчета их стоимости.

Как стало известно, власть намерена идти в этом направлении. Министр финансов Болат Жамишев на днях сообщил, что уже подготовлен проект закона, который создаст единого организатора закупок. Иными словами, все конкурсы будет проводить минфин.

По словам министра, это «обеспечит определенный разрыв между участниками конкурса госзакупок и теми, кто готовит конкурсную документацию». Проще говоря, отраслевые ведомства больше не смогут разрабатывать тендеры под «свои» компании.

Но это не более, чем внутрибюрократическое перераспределение полномочий. Минфин все равно не сможет проверить обоснованность конкурсной документации, составленной другими министерствами и агентствами. Ведь профильных специалистов у него в штате нет. Правда, по словам Жамишева, предлагается, проводить ведомственную экспертизу. Например, конкурсную документацию, связанную со строительными проектами, будет проверять комитет по строительству.

Но очевидно, что это лишь полумера, которая отнимает рычаги влияния на закупки у одних чиновников и передает другим. «Откаты» никуда не денутся, а будут лишь перераспределены.

Вместо косметического ремонта прогнившей системы госзакупок нужен радикальный шаг. Необходим мощный независимый экспертный центр, который бы пристально анализировал планы приобретения товаров и услуг – от стоимости до технических условий. При этом все материалы должны быть прозрачными для общества, чтобы каждый мог видеть, что и по какой цене хотят купить госорганы. Только тогда и будет реальная экономия для бюджета, а не заранее запланированная.

Сагит!Оспанов

12.06.2013

http://vmeste.com.kz/?p=1260

Яндекс.Метрика