Home » Аналитика » Государство приземляется в аэропортах

Государство приземляется в аэропортах

Хотя в Стратегии-2050 и объявлена новая волна приватизации и курс на уменьшение присутствия государства в экономике, в реальности происходит обратное. Под контроль централизованной госкомпании скоро перейдет еще одна сфера – аэропорты. Очередная надстройка над реальной экономикой будет в очередной раз координировать и улучшать.

На днях правительство передало АО «Международный аэропорт Астана», АО «Авиакомпания Кокшетау», АО «Международный аэропорт г. Петропавловска» и АО «Международный аэропорт Костанай» из коммунальной в республиканскую собственность. В дальнейшем из этих активов и сформируется  так называемый единый оператор аэропортов.

В него войдут и другие активы, которые уже есть у государства – это аэропорт Кызылорды, который находится в республиканской собственности, аэропорты Семея, Шымкента, Усть-Каменогорска, Талдыкоргана, а также Актобе, Павлодара и Атырау.

Возможно, их ряды пополнятся за счет других воздушных гаваней, которые ныне находятся в частных руках. Например, аким Западно-Казахстанской области Нурлан Ногаев уже попросил правительство принять меры по передаче аэропорта Уральска государству.

Как ожидается, компания по управлению аэропортами будет сформирована в составе фонда «Самрук-Казына». Об этом еще в феврале заявлял директор по управлению транспортными активами «Самрук-Казыны» Марат Уразбеков.

Вообще идею национализации аэропортов и объединения их в одном госхолдинге впервые озвучил глава авиакомпании «Эйр Астана» Питер Фостер. Он мотивировал это тем, что инфраструктура аэропортов обветшала и тормозит развитие отрасли  воздушных перевозок. При этом частные владельцы аэропортов в их модернизацию не инвестируют.

С тем, что отечественные аэропорты отстают от мировых стандартов, не поспоришь. Но решит ли проблему их передача госкомпании? Точнее, сначала надо поставить вопрос о том, кто выбирал таких частных инвесторов, и кто контролирует их работу, раз они довели аэропорты до ручки? Вообще-то при приватизации аэропортов, которые относятся к стратегическим объектам, необходимо было предусмотреть и инвестиционные обязательства, и возможности собственника их исполнить.

И даже если смириться с тем, что все это дело, что называется, «прохлопали ушами», отдав аэропорты невесть кому, их возврат в лоно государства отнюдь не панацея.  Хотя бы по той причине, что государство – не самый лучший управляющий. Что можно гарантировать стопроцентно после создания единого оператора аэропортов – так это раздувание аппарата менеджеров и административных расходов, а также выбивание щедрого бюджетного финансирования. Возникнет «аэродромная империя», которая сможет диктовать условия всей гражданской авиации. И не только.

Например, не так давно прокуратура выявила, что аэропорт Астаны, принадлежащий государству, незаконно собирал деньги за парковку автомобилей. Но это сущие крохи, по сравнению с тем, что сможет делать будущий монополист.

Если учесть, что фонд «Самрук-Казына» владеет половиной акций главной авиакомпании стран «Эйр Астана», то передача ему под контроль еще и аэропортов превратит его в воздушного сверхмонополиста.

Уже упомянутый Марат Урабеков говорил, что создание единой управляющей компании нужно для приведения казахстанских аэропортов в соответствие с международными стандартами. Отметим, что приведение различных отраслей к мировым стандартам – это излюбленное занятие фонда «Самрук-Казына». Правда, на практике эта цель до сих пор не достигнута ни в одной отрасли, которой управляет это фонд.

Понятно, что и с аэропортами будет такая же история. Главная задача здесь – это контроль за воздушными гаванями, а так называемое улучшение их работы – не более, чем выгодный бизнес, связанный с распределением бюджетных денег, выделяемых на аэропорты.

Сагит!Оспанов

19.03.2013

http://vmeste.com.kz/?p=1042

Яндекс.Метрика