Home » Восточно-Казахстанский обком » Как реализовать веление времени?

Как реализовать веление времени?

По мере решения экономических и социальных проблем, государство, пока только на бумаге, определило новый приоритет: «Зеленая экономика», что означает, что упор делается на экологически чистые технологии. Однако конкретные, уже сделанные госчиновниками шаги, говорят об обратном процессе. Одно только повышение ПДК (предельно допустимых концентраций) для некоторых загрязняющих веществ чего стоит. А стоит оно ускоренного увядания здоровья наших граждан, живущих в городе, где предприятия расположены в черте города. И предлог подходящий придумали – мировые стандарты.

Но в мире, на который ориентируются чиновники от экологии, все не так как у нас. Там люди не живут в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий. Промпредприятия не находятся в зоне городской черты – они отнесены за территорию населенных пунктов.

Программа переселения граждан из промзоны есть, Правила переселения созданы и скоро будут утверждены. Средства для этого могут быть выделены из бюджета, в том числе и республиканского. А вот компенсации за многолетнее проживание в этой неблагоприятной для здоровья и самой жизни зоне не предусматривается, хотя в Конституции и Экологическом кодексе РК декларируется право граждан на благоприятную среду обитания.

Зато у нас имеется Указ Главы государства № 922 от 1 февраля 2010 года о стратегическом плане развития РК до 2020 года, где указана необходимость устойчивого развития, в том числе решение экологических проблем, снижение негативного воздействия антропогенной нагрузки, усиление ответственности природопользователей по снижению эмиссий в окружающую среду, комплексной переработке отходов и т.д., и т.п.

Планов – громадье. Ведь переход Казахстана к «Зеленой экономике» – это ответственность за использование ресурсов, повышение ответственности на всех уровнях государственной власти, бизнеса и населения, контроль за состоянием окружающей среды. С чего надо начинать? Правильно – с приведения в соответствие с поставленными задачами действующего экологического законодательства, то бишь Экологического Кодекса. Но это бумажная задача. А что же делать с ресурсоемкой экономикой страны, которая базируется на морально и физически устаревших технологиях и оборудовании? Все это приводит к значительной нагрузке на окружающую среду и не позволяет даже за двадцатилетний свободный период жизни нынешнего поколения решить экологические проблемы больших и малых городов. То есть назрела необходимость ради сохранения здоровья населения что-то оперативно предпринять.

Для начала экологические чиновники под вышеописанными предлогами разработали концепцию проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в Экологический кодекс Республики Казахстан» и внесли ее в массы для обсуждения.

В этой статье изложены некоторые мысли автора о тексте и смысле концепции закона и целях, поставленных в ней.

Преамбула концепции – великолепна – умеют наши охранители природы красиво писать (с ударением на второй слог, но можно и на первый, ибо воды в писанине больше, чем в Каспийском море).

Основной целью экологическая братия или братство, как кому удобнее, избрала реформирование системы управления в области охраны окружающей среды за счет изменения принципов работы, а также, обратите внимание на высокий стиль изложения – внедрения упорядочения, изменение процедур предоставления государственных услуг в целях повышения их качества и модернизации. Каково? Стоит упорядочить процедуры оказания государственных услуг и… «Зеленая экономика» охватит всю страну! На самом деле чиновники хотят сбросить с себя груз существующих процедур и оставить больше времени на отдых. Но это первое впечатление развеялось, как дым при сильном ветре. Оказывается, для увеличения численности экологического чиновничества разработан новый, расширенный Реестр государственных услуг! Предусматривается также развитие квазигосударственного сектора и привлечение профессиональных менеджеров (очевидно из-за рубежа, так как у нас все профессии заняты в Правительстве Республики, да в Парламенте (Мажилисе по-нашему). То есть затевается еще одна государственная реформа с не поставленными конечными целями и сроками. Никто не оценил и финансовую емкость этих планируемых «экологических» нововведений.

Основная ставка делается на экологическую экспертизу. Ведь это финансовый клондайк, ибо без экологической экспертизы скоро и в туалет будет сходить нельзя. Причем особое значение придается независимости (читай неподкупности) эксперта. Ну прямо, как судейский или прокурорский статус. В этой связи концепция определила ближайшие задачи:

– повышение социально-правового статуса экспертов государственной экологической экспертизы;

– максимальная независимость и социальная защищенность государственной экологической экспертизы (ГЭЭ);

– исключение возможного давления на эксперта ГЭЭ уполномоченных органов, штатных сотрудников экспертных подразделений, специально уполномоченных органов (наверно УВД, Финпол, КНБ и проч.) вмешательства в работу экспертов, экспертных комиссий ГЭЭ;

– внедрение активной практики привлечения внештатных экспертов;

– сохранение экспертно-кадрового потенциала.

А дальше понеслись фантазии к «Зеленой экономике» никакого отношения не имеющие. Экологию связали с конституционным строем, национальной безопасностью, охраной общественного порядка, правами и свободами человека и, в последнюю очередь, здоровьем населения. Вот почитайте пожалуйста: «В сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения, возможно создание государственной монополии».

А разве Министерство окружающей среды и водных ресурсов не является государственным монополистом? Создание еще одной государственной экологической монополии – это бремя для налогоплательщиков, т.е. того самого населения, о чьем здоровье печься будет новое стадо чиновников, которых луговой травкой не накормишь.

Госэкологи предупреждают, что передача функций проведения экологической экспертизы в частный сектор не обеспечит национальную безопасность, поэтому предлагается создать институт государственной монополии в указанной сфере. Какая трогательная забота о сохранении и расширении госкормушки!

В целях экологического, правового обеспечения международных договоров в области охраны окружающей среды предлагается, опять же для совершенствования государственных услуг, передать функции проведения государственной экологической экспертизы в созданную по решению Правительства организацию. Новые чиновные места, очевидно, будут заняты родственниками тех, кто ратует за увеличение штата семерых с ложкой.

Согласно статье 26 действующего Экологического кодекса технические удельные нормативы (далее – ТУН) эмиссий в окружающую среду устанавливаются для конкретных процессов и отраслей промышленности, на основе внедрения наилучших доступных технологий. Например, ТОО «Казцинк» является интегрированным производителем цинка с попутным извлечением меди, свинца, золота и серебра. Следовательно, для этой продукции для выработки 1 тонны цинка необходимо «загрязнить» или выбросить в окружающую среду г. Усть-Каменогорска, к примеру 10 тонн NO. В связи с этим, предприятие, перед получением разрешения на эмиссии, прогнозирует свою производственную мощность, заявляя, на сколько тонн имеется возможность у предприятия выпустить определенное количество продукции.

Внедрение ТУН позволяет в соответствие с поручением Главы государства создать определенный «Рай для инвесторов» по следующим позициям:

– снижение коррупционных моментов в части определения фактических эмиссий контролирующими органами;

– объединение трех этапов госуслуги, в части определения нормативов (ПредОВОС, ОВОС, Нормирование);

– бессрочная выдача природопользователю разрешения на эмиссию, при внедрении наилучших технологий.

При этом достаточно предоставить однажды следующие документы:

  • Заявка на эмиссию в окружающую среду;
  • План природоохранных мероприятий;
  • Утвержденные ТУН;
  • Производственные показатели природопользования.

Как видно в предлагаемой концепции есть и дельные мотивы. Однако масштаб газетного листа, не позволяет в одной статье объять необъятное.

Продолжение критического анализа предлагаемой чиновниками концепции мы продолжим в следующей статье.

 Э.Датчиков

 Восточно-Казахстанский обком КНПК

Яндекс.Метрика