Home » Алматинский горком, Партийная жизнь » КАЗАХСТАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЫ КОРМИМ ЗАГРАНИЦУ

КАЗАХСТАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЫ КОРМИМ ЗАГРАНИЦУ

В ходе Общенациональных гражданских слушаний «Казахстанское образование: рост без развития», организованных КНПК и прошедших в Алматы 11 ноября этого года, были также подняты проблемы импорта услуг образования и другие насущные вопросы системы среднего и высшего образования.

 

Нужен ли нам западный кафтан?

 

Старт дискуссии о недостатках казахстанского высшего образования дал  секретарь ЦК КНПК, доктор исторических наук Дмитрий Легкий:

 

Уважаемые товарищи! Для начала скажу, что меня волнует  образование на селе, и я поддерживаю все, что сказал в своем докладе депутат Мажилиса Парламента Айкын Конуров. Раньше стремились после окончания вуза пойти работать учителем в село, а сейчас? Бакалавры,  магистры наук не хотят идти работать в село. Разные непонятные должности и степени – тьюторы, силабусы, эйчди, пиэйчди. Мы не преподаватели – мы тьюторами стали. Я, как доктор исторических наук, как педагог, считаю, что все положительное от советской системы высшего и среднего образования  надо вернуть!  А учебная программа по магистратуре вообще неоправданна – что это за образование такое, когда магистр один год учится, а второй год отдыхает? Почему защита научной работы в заочном отделении невозможна? Может быть, учитель хочет без отрыва от производства, обучая детей, наукой заниматься? Мы должны решить: нужен ли нам западный кафтан– Болонский процесс? С кем мы будем единое образовательное  пространство создавать? Считаю, что учитывая советский опыт, необходимо перевести сферу высшего образования на комплексное государственное финансирование и готовить востребованных специалистов, тружеников!

 

Дискуссию о проблемных вопросах  высшего образования продолжил  депутат Мажилиса Парламента РК, доктор экономических наук Турсунбек Омурзаков. В своем докладе он отметил в целом положительное влияние государственной программы «Болашак», но озвучил при этом одну из главных бед – неконкурентоспособность казахстанского образования и «утечку мозгов» за границу.

 

– Увеличивается импорт услуг образования, и мы не можем запретить людям обучать детей за рубежом,– констатировал Т.Омурзаков. – С 1993 по 2005 годы по программе «Болашак» было обучено 7 тыс.человек, и  сокращение программы «Болашак» не может повлиять на сокращение импорта услуг образования. Согласно опросу, проведенному Международным центром журналистики «Медианет», качеством высшего образования у нас в стране довольны всего 30% соотечественников. Наши вузы не попадают ни в один список мировых рейтингов вузов.

И надо сказать, что на этом фоне идет быстрый рост импорта казахстанцами услуг образования за рубежом. Казахстан, по данным «Института Центральной Азии и Кавказа», имеет первое место в Центральной Азии по количеству студентов, которые учатся в Китае. Их число  с 2003 г. по 2010 г. увеличилось с 20 человек до 7 900 человек! Казахстан занимает первое место в ЦА по числу студентов, обучающихся  за рубежом. В 2012 г. количество учащихся нашей страны за рубежом составило 30 тыс. человек. Это миллиарды долларов казахстанских инвестиций в экономику развитых стран! Минимальные  затраты на обучение одного студента за рубежом составляют 30-50 тыс. долларов в год. Данные 2011 г. показывают, что наши студенты, обучающиеся  в США, ежегодно вкладывают в американскую экономику 22 млрд. долларов США. Австралия и страны Соединенного Королевства (Великобритания и Ирландия) зарабатывают более 17 млрд. американских долларов на наших студентах ежегодно!

Решаясь тратить такие огромные средства на обучение наших детей за рубежом, мы тем самым признаем, что казахстанское образование неспособно подготовить качественных специалистов. Финансируя обучение наших студентов в иностранных вузах, казахстанцы поддерживают западные страны и их системы образования. На это, наверное, можно ответить, что у нас 139 вузов на 16 млн. человек, тогда как в Соединенном Королевстве на 60 млн. населения всего 129 вузов,  в Финляндии на 5 млн. человек действует 20 вузов. Но за рубежом предпринимаются меры, чтобы контролировать качество образования с помощью внешнего оценивания. Процессы же контроля в Казахстане подвержены коррупции…

 

Школа «пробуксовывает»  

Бейсенбай Мажитов, первый секретарь Акмолинского обкома КНПК высказался на тему несуразных учебников, частых изменений в школьной программе:

– Как историк, могу поделиться своим мнением. Чиновники на самом высоком уровне не знают реальной жизни школы. В школьной жизни почти на 90% деятельность осталась в худшей форме.  Низкие зарплаты учителей – бич школы. Когда я устраивался в школу, я сразу сказал директору, что за 4 тыс. тенге вести классное руководство не буду, но на уроках воспитательные беседы я проведу, поскольку невозможно за такую сумму выполнять множество обязанностей. Поборы остаются неискоренимым злом:  как я поставлю ученику тройку, если, к примеру, его мама сдала мне 1 тыс. тенге на шторы?

Несмотря на все принятые документы, система школьного образования в РК «пробуксовывает». Популизм среди руководства приводит к принятию неподготовленных решений. Пример тому – текущий учебный год и изменения в программе предмета «История и обществоведение». В угоду политической конъюнктуре принята новая программа по этому предмету, а учебников  нет! Вопрос учебников – самый тяжелый вопрос системы образования в РК. Здесь явно прослеживаются коррупция и коммерческие интересы, учебники часто переиздаются, их издают разные издательства, что приводит к несоответствию содержания и противоречиям в книгах. А отдельные учебники так загружены «сверх научной информацией» (особенно в учебниках естественно-математического цикла), что такое содержание приводит к отторжению у наших учеников!

Сельская школа, и я это знаю по своему опыту, вообще не продуманная сторона нашего образования. Сельская школа требует иного, вдумчивого подхода с учетом образовательных потребностей сельчанина. Система ЕНТ становится в финансовом вопросе тяжелой для родителей и учеников, и в то же время коммерчески выгодной государству и печатному бизнесу! Сегодня казахстанское образование нуждается в правильном руководстве, организации и материальной поддержке, которые позволили бы поднять оснащение школ на надлежащий уровень, снять с учебного процесса несвойственные функции, как например, сдача отчетов. Школы просто завалены огромным числом отчетов, бумаг по «реализации» тех или иных государственных мероприятий…

По мнению другого спикера, кандидата педагогических наук Федора Вассермана, корень всех школьных неудач – ЕНТ:

–У учеников нет знаний и качества обучения потому, что директора школ неверно ориентировы на ЕНТ. О том, что система, ориентированная исключительно на тесты, не дает знаний, говорит то, что сегодня в Казахстане 60% школьников уходят после 9 класса в колледжи…

По мнению выступающих, качество образования – это тот его уровень, который может обеспечить воспроизводство и накопление личностного потенциала членов общества, как главного фактора их благосостояния и гармоничного развития. И для оценки качества знаний необходимы принципиально новые методы и подходы, политика в области качества должна стать частью общей политики системы образования.

Пресс-служба Алматинского горкома КНПК

19.11.2013г. 

Яндекс.Метрика