Home » Партийная жизнь, Советский Казахстан » «КАЗПЕДУЧИЛИЩЕ ЗАКОНЧИЛИ ТОГДА…»

«КАЗПЕДУЧИЛИЩЕ ЗАКОНЧИЛИ ТОГДА…»

Дмитрий ЛЕГКИЙ, доктор исторических наук,

профессор КГУ

 

«КАЗПЕДУЧИЛИЩЕ ЗАКОНЧИЛИ ТОГДА…»

(Кустанайское казахское педагогическое училище в 1930-е годы)

 

Когда пытаешься в преддверии Дня знаний или Дня учителя узнать истоки педагогического образования в городе и области, хотя бы имена директоров и  преподавателей  педтехникумов (как их называли в довоенный период), то обнаруживается некий вакуум, имеются только обрывочные данные. В краеведческой литературе отмечается, что в 1930-е годы, до создания учительского института,  подготовка педагогических кадров в Кустанае осуществлялось в казахском и русском   педагогических училищах.

Многие годы именно казпедучилище осуществляло выпуски казахскоязычных кадров, будучи кузницей подготовки казахской советской интеллигенции. Для того что бы полностью покрыть дефицит учительских кадров проводились 4-х, 6-ти месячные и 2-х годичные педагогические курсы. К примеру, летом 1938 года очередной выпуск курсантов были распределены для работы в районных школах (о чём 2 июля сообщила газета «Большевиктіқ жол»). Казпедучилище закончили тогда 36 человек, в том числе 2-х годичные курсы 26 человек. Всего Кустанайский казахский педагогический техникум в1938 г. обучал 295 человек, где имелось общежитие (764 кв. м.) на 321 человека, все курсанты были обеспечены жильём.

 

Кустанайское казахское педагогическое училище. 1937 – 1938 гг.). Из личного архива С. Сыздыкова

 

Иногда с помощью только одной редкой фотографии можно вернуть из небытия и восстановить имена людей прошлой эпохи, в данном случае преподавателей и сотрудников казахского педучилища в довоенный период. Процитируем по данному фотодокументу (из фотоальбома выпускника училища Сардара Сыздыкова, 2 ряд, 1 фото справа), где отображены (слева – направо, по рядам): 1 ряд – «Предметница Муратова У. Директор Каражигитов Х. Завучебной частью Ибраев Д.»; 2 ряд – «Преподаватель Мусагулов /Мусакулов/ Т. Преподаватель Жумагазин /Джумагазин/ Т. Преподаватель Абжанова А. Преподаватель Кошеляева А. Преподаватель Хабибиулин Г. Преподаватель Ольховский Е.Е.»; 3 ряд – «Преподаватель Алагузов О. Преподаватель Логашкин И.Е. Преподаватель Каляпин Г.Ф. Преподаватель Кадышев А. Профком Сабырханов. С-рь К./омитета/ ком./сомола/ Абдугалеев С. Преподаватель Каптилова В.П. Преподаватель Валеев А. Преподаватель Туитенов С.». 4 ряд – «Преподаватель Эльт А.А. Преподаватель Борщ Д.Н. Преподаватель Испердин М. Преподаватель Асанов Г. Преподаватель Корнеев Л. Бух./галтер/ Черн……»; 5 ряд «Завхоз Лаврухин Н.Е.». По краям фотография стала сужаться как шагреневая кожа (обрываться по крупицам), но сохранились лица всего преподавательского состава педучилища по центру (изображения лиц учащихся приняли на себя удар времени).

 

 Казахское педагогическое училище в 1939 году продолжало успешно осуществлять учебный процесс, и многое зависело от состояния учебного корпуса и его материально-технической базы. Для её проверки 28 февраля 1939 г. была создана специальная комиссия в лице: «Облоно – Каражигитова, Обкома Союза учителей – Карпова, Наркомпроса КазССР – Аспандиярова, Горкома КП(Б)К – Прокопчука, Горкома ЛКСМК – Амильченко, редакции «Большевиктіқ жол» – Есетова, в присутствие директора Ибраева». Как видно, бывший директор казпедучилища Х. Каражигитов  «ушёл на повышение» в системе народного образования, а бывший завучебной частью училища Даулет Ибраев стал его директором. В ходе проверки был составлен соответствующий «Акт», где первым пунктом значилось – «Материальная база педучилища». Чтобы по достоинству оценить, какая была забота властей в довоенный период о развитии народного образования, в данном случае «Кустанайского казахского педагогического училища», процитируем документ:

 

«Педучилище имеет учебное здание, состоящее из 8 классных комнат: физкультурный, читальный зал, комната для игры на скрипке и библиотека. Учебный корпус по площади и кубатуре вполне обеспечивает учебную работу при 2-х сменной работе. Кроме учебного корпуса педучилище имеет 4 общежития отдельно от учебного корпуса и 9 комнат под общежитие при учебном корпусе. Во всех помещениях, общежитиях размещены 370 человек учащихся. Здание учебного корпуса имеет центральное отопление (водяное) освещается электрическом светом, за исключением 8 комнат – общежития, где не проведено электрооборудование. Из 4-х общежитий 2 общежития освещаются электрическим светом, а 2 общежития не оборудованы электрооборудованием».

 

 

Здание казахского педучилища и первое здание Кустанайского учительского института в 1939 г.

 

В 1939 году преподаватели казахского педучилища стали основой коллектива вновь образованного учительского института. Так, Д. Ибраев (бывший зав. учебной частью, затем директор казахского педучилища) стал первым директором учительского института, Мусагулов /Мусакулов/ Т. (бывший зав. учебной частью), преподаватели Асанов Г. (казахского языка), Борщ Д.Н. (русского языка и литературы), Жумагазин /Джумагазин/ Т. (ботаники), Ольховский Е.Е. (военрук). В1939 г. они составят 39% (5 из 13 человек) и в1940 г. 31% (6 из 19 человек) преподавательского состава Кустанайского учительского института. Благодаря этой преемственности институт сохранил здание (построенное в1911 г.) бывшего, дореволюционного времени, реального училища по улице Актюбинской (ныне ул. Летунова), 64 (современный официальный адрес – Аль-Фараби, 109). Первым директором учительского института был назначен Даулет Ибраев, имеющий значительный педагогический опыт, и вскоре он стал заместителем заведующего Кустанайским облоно.

 

Ибраев Д. – директор казахского педучилища и первый директор Кустанайского учительского института в 1939 г.

 

Всю свою жизнь он посвятил работе в системе народного образования: был директором казахской средней школы И. Алтынсарина, казахской средней школы № 22; учителем школы-интерната № 1. Заслуги Д. Ибраева оценили по достоинству, он получил звание отличника народного просвещения КазССР, заслуженного учителя школы Казахской ССР.

 

 Заведующий учебной части Казпедучилища был Мусакулов Талип, который остался на этой же должности и в образованном учительском институте, где на 1 курсе и на подготовительном отделении основной контингент составляли бывшие учащиеся 1 курса Казпедучилища. Как опытный педагог, Мусакулов Талип в октябре 1941 года станет директором учительского института и в1942 г. будет мобилизован на фронт. Служил в стрелковом полку, работал редактором во фронтовой газете. Талип Мусакулович – автор первого учебника по ботанике на казахском языке, а также 4-томного словаря биологических научных терминов. Его учебниками и пособиями до сих пор пользуются студенты и учителя школ. Он был награжден множеством наград, среди которых Орден Отечественной войны первой и второй степени, орден Трудового Красного Знамени, медаль «За взятие Кенигсберга». После войны будет работать старшим преподавателем Алмаатинского педагогического института.

 

Через год, после следующей проверки министерские чиновники раскритикует «библиотеку Казпедучилища с её бедным и чрезвычайно старым фондом в 10 тысяч книг, журналов и небольшого количества учебников для средних школ», так как «все эти книги старого издания (1921-29-31 гг.)», и что немаловажно, «эта библиотека в течение 8 лет не проверялась». Очевидно, что фонд библиотеки в 10 тысяч томов в период ликбеза вряд ли мог быть «бедным», здесь имелось ввиду обладание именно «старым» фондом, по причине сохранения так называемой «вредной литературы», в основном произведений деятелей Алаш.

 

Таким образом, «на базе Кустанайского казахского педагогического училища» решением Кустанайского облисполкома от 24 августа1939 г. официально был создан Кустанайский учительский институт. Казахское педучилище из Костаная в том же году было перебазировано и стало Мендыгаринским педучилищем им. Алтынсарына, где было открыто два отделения: казахское и русское.

 

В училище готовили не только учителей для школ, но и занимались их дальнейшим обучением и повышением квалификации через систему заочного обучения. Обучение проводилось как по очной, так и заочной форме обучения, что давало возможность получать специальное педагогическое образование выпускникам казахских школ, особенно из районов. Причём, обучение велось длительное время, заочники сдавали экзамены по мере возможности (в том числе существовал экстернат), совмещая учёбу с работой (в том числе в школах). Нередки были случаи, когда абитуриенты, поступавшие в 1938-1939 гг., продолжали затем обучение после Великой Отечественной войны и получали дипломы.

 

Документы и фото музея КГУ им. А. Байтурсынова, областного госархива и фотоальбома Сардара Сыздыкова

 

Яндекс.Метрика