Home » № 1603.05.2013 » Контроля три года ждут

Контроля три года ждут

Несмотря на то, что за годы реализации Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития РК (ГПФИИР) в Казахстане было введено в строй 537 проектов, сегодня стоит вопрос о том, являются ли они реально действующими.

премьер-министр РК Серик Ахметов на этой неделе поручил организовать систему контроля за реализацией программного документа, на которую в течение трех лет брошены силы всех институтов развития, а также ключевых ведомств как в центре, так и на местах

Львиная доля времени, отведенного для заседания правительства на этой неделе, была посвящена вопросу реализации ГПФИИР. По словам вице-премьера – министра индустрии и новых технологий РК Асета Исекешева, за три года реализации данной масштабной госпрограммы было введено 537 проектов.

По данным МИНТ, благодаря этому было создано более 57 тысяч постоянных рабочих мест. При этом фактическое количество занятых составляет 41 тысячу человек. «Вклад проекта в Карту индустриализации страны в 2012 году составил 1,3 процента, или 26 процентов от прироста ВВП», – проинформировал министр.

В свою очередь, глава Кабмина Серик Ахметов задался вопросом, как Министерство и в целом Правительство должно организовать систему контроля за реализацией столь масштабных документов?

«Какова ответственность по исполнению? Каждый год мы говорим о ГПФИИР, но есть объекты, которые были и в республиканской, и в региональной картах индустриализации, но они не только не выходят на (полную проектную – КК) мощность, но и закрываются. Хотя было столько программ поддержки, столько средств, инвестиций было вложено в эти предприятия. Качества без контроля по его реализации никогда не будет. Первое, как нам организовать систему контроля, второе повысить ответственность по исполнению программы», – отметил премьер.

В свою очередь, по словам Асета Исекешева, в течение 2012 года система контроля в стране создана. «Приняты все постановления, мы ежемесячно проводим селектор в Правительстве, еженедельно – в Министерстве и в принципе мы знаем все проекты, все 537.

Из них выделяется 19 проблемных проектов, но их доля составляет всего 3,5 процента», -отметил министр.

По его словам, причиной тому стала ситуация на рынке страны, на которой, в свою очередь, сказываются международные события. «Рынки сильно сужены. Ситуация на наших близлежащих рынках экономик очень непростая. Поэтому и в Европе наблюдается закрытие, банкротство очень многих предприятий. Этим, в частности, обусловлен невыход на мощность «Казфосфата» по химической промышленности», – отметил в свое оправдание министр.

В то же время, он добавил, что в условиях данной ситуации в кризис не является предопределяющим.

«Главное, чтобы конкурентоспособная бизнес-модель предприятия проекта была заложена изначально.

Поэтому некоторые предприятия работают на 20-30 процентов, но они видят перспективу по мере улучшения рыночной ситуации выйти более чем на 50 процентов», – уточнил он, подчеркивая, что у запущенных в рамках ГПФИИР предприятий есть перспективы роста.

При этом министр отметил, что от закрытия предприятий не застрахован никто. Технологии меняются ежегодно, жизнь не стоит на одном месте. И по мере изобретения новых видов продукции старые изживаются из повседневной жизни.

«Мы видим, даже в Америке ежегодно закрываются до 20-30 процентов предприятий, поскольку новые технологии рушат целые отрасли и здесь насколько бизнес готов к этой борьбе, здесь вопрос есть. Поэтому во второй пятилетке мы хотим сделать упор именно на эти вопросы.

На технологические, на подготовку соответствующих кадров». Кабмин страны уже приступил к разработке Концепции второй пятилетки ГПФИИР.

Как известно, первая, рассчитанная на 2010-2014 годы, в следующем году уже идет на завершение. А потому перед страной теперь должны быть поставлены новые задачи. При этом исполнители по данному направлению госпрограммы убеждены, что здесь будет сохраняться преемственность.

По словам министра индустрии и новых технологий, в первой пятилетке реализации программы была создана база для первого этапа индустриализации. «Мы будем продолжать эту работу», – сказал Асет Исекешев. Он добавил, что вторая пятилетка будет базироваться на поручениях Главы государства по кластеризации экономики. Уже создана специальная рабочая группа в Правительстве, в которую включены представители национальной экономической палатой предпринимателей «Атамекен». Предполагается, что силами экспертов и общественных организаций концепция будет разработана до конца текущего года.

По мнению Серика Ахметова, новую программу в обязательном порядке надо увязать с вопросами развития транспортной инфраструктуры. «Никто из инвесторов не пойдет туда, где нет развязок. Мы это видели по Уральску. Мы говорим об инвестиционной программе третьей фазы Карачаганака, сразу же вслед задают вопросы: у нас нет дорог, у нас нет аэропорта», – отметил премьер.

На этот счет министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев отметил, что в рамках развития ГПФИИР планируется решить многие проблемы по транспортно-коммуникационному комплексу. «Уже за 3 года реализации ГПФИИР реконструировано 2664 километра, отремонтировано 3282 километра автодорог республиканского значения и 8331 километров местного значения», – отметил он.

«По железнодорожной отрасли тоже достаточно большие проекты сегодня реализуются. Хотел бы рассказать и упомянуть о таких проектах, как «Жезказган – Бейнеу», «Аркалык-Шубарколь» общей протяженностью 1200 километров. С точки зрения гражданской авиации реконструированы взлетно-посадочные полосы аэропортов Кызылорда, Кокшетау, Актау и проводится соответствующая работа», – добавил главный транспортник страны.

«Да, на самом деле есть вопросы по развитию инфраструктуры и это важно с точки зрения развития индустриализации и с точки зрения развития туризма. В этой связи по поручению Главы государства разрабатывается программа «Транспортная инфраструктура». Мы сегодня с консультантами уже подготовили предложения, провели общественные слушания практически во всех регионах и направили их для согласования в госорганы. После этого мы предполагаем вынести эти вопросы на уровень Правительства, чтоб обсудить все вопросы транспортной инфраструктуры», – резюмировал Аскар Жумагалиев.

Полина Семенова Астана

Яндекс.Метрика