Home » "Коммунист Казахстана" » Квартирный вопрос

Квартирный вопрос

Квартирный вопрос испортил не только москвичей. Уже около 20 лет этот вопрос, а точнее, проблемы жилищно-коммунального хозяйства портит кровь нашему правительству. Проведя в 1996 году образцовую в СНГ жилищную реформу, правительство не собиралось возвращаться к этому вопросу в ближайшие годы. Но в последние 4 года электрические и коммунальные мощности стали ветшать и показывать нехватку производительности. Поэтому в ноябре прошлого года была принята Программа масштабной модернизации ЖКХ, представлявшая из себя сводку распределения бюджетных денег с разбивкой по годам и регионам. Причем, согласно Программе, финансирование получала лишь перекладка сетей и обновление оборудования, на приведение жилого фонда в современное состояние денег не выделялось. Неудивительно, что в мае этого года Программа была дополнена, в ней появился раздел о ремонте и термомодернизации жилья. Примечательно, как предполагается финансировать этот ремонт. Согласно Программе, жильцы пилотных домов должны собрать 15% необходимых средств, остальные 85% дофинансирует государство, но жильцы должны будут их вернуть в рассрочку, и эти возвратные деньги послужат расширению программы на следующие дома. Подобным образом до 2020 года планируется освоить 1,1 триллионов тенге. Из них на бюджет приходится чуть более половины, менее 10%  заплатят жильцы, остальное – средства предприятий. Не надо долго ломать голову, чтобы понять, как предприятия будут изыскивать эти средства. Конечно, через тарифы, разговоры о повышении которых, пошли аккурат через 2 месяца после принятия новой Программы.

Всем известно, что казахстанская тарифная методология – вершина мировой математической мысли. Дискуссии о том, что тарифы исчисляются неправильно, в результате чего только жители Алматы ежегодно переплачивают по коммунальным услугам 40%, и являются провокацией постоянного роста цен в стране, ведутся давно. В рамках этой статьи я хотела сосредоточиться именно на ремонте домов.

Дело в том, что автору этих строк невероятно повезло: я живу в одном из пилотных домов, которые должны быть отремонтированы в числе первых. В лучших традициях наших коммунальщиков, строители в нашем дворе появились в начале сентября, лишний раз подтвердив народную примету: если копают трубы, значит, скоро будет холодно. Не спеша рабочие возвели леса вокруг домов и также не спеша принялись за ремонт.  И вот тут жители узнали, что запланирован еще и ремонт крыш. Естественно, что никакой сметы мы в глаза не видели, но зато четко поняли, что платить мы будем за этот ремонт  7 лет в течение каждого месяца, по 30 тенге с квадратного метра.

«Вы нам сусальным золотом за такие деньги будете крыши покрывать?», – спросили активисты нашего дома, пробившись на прием к начальнику управления жилищно-коммунального хозяйства городского акимата. Оказалось, что корейским железом толщиной 0,4 мм с учетом краски. К слову сказать, в смете, которую мы все-таки вырвали у чиновников, значилась толщина 0,7 мм, и срок годности у железа был всего 5 лет. Но волнует меня даже не качество ремонта: мы в итоге добились замены материалов, прежние уже вывезли из наших дворов, скоро завезут новые.  Конечно, когда дело дойдет до замены труб, все начнется по новому, но мы к этому готовы.

Волнует меня это семилетний ремонтный оброк. Не секрет, что наибольшего ремонта и модернизации требуют старые дома, у них наибольшие потери тепла и энергии. Но в этих домах живет и наименее платежеспособная часть населения. Уже сегодня в Алматы не собирается треть положенных «целевых». При увеличении этих платежей увеличатся и недоборы. Сейчас у государства нет рычагов для сбора этих денег, и потом они не появятся. Конечно, сами чиновники собирать эти деньги не будут, этим будут заниматься специально созданные при акиматах компании. Какими методами они будут это делать, какими полномочиями наделены , никому не известно, так как ни в одном документе это не прописано. Возможно, что самыми бандитскими. Некоторые из этих методов уже узаконены: введен судебно-приказной порядок взыскания долга, отменено применение судами срока исковой давности по должникам коммунальных услуг.

Всю эту ремонтную компанию государство опирает на преобразование домов в кондоминиумы. Причем, требует это сделать настойчиво и быстро, прельщая жильцов началом ремонта. Опуская все сложности разработки соответствующей нормативной и договорной базы, включая разработку типовых договоров со всеми поставщиками услуг, заострю внимание на одном пункте. Предполагаемый ремонт будет делаться не в наших приватизированных квартирах, а в местах общего пользования и на придомовых территориях. А они принадлежат государству. И хотя 15 лет назад государство переложило на жильцов заботу об этих местах и территориях, никаких правоустанавливающих документов на этот счет нет. Получается, что государство хочет отремонтировать свою собственность за наш счет. Поэтому так и спешит с кондоминиумами, так как это позволит переложить ответственность за текущие крыши и залитые подвалы на самих жильцов. Наша партия уже провела несколько общественных слушаний под  девизом «Власть, пора платить по счетам!». Сейчас у власти появился реальный шанс выполнить свои обещания и, прежде чем, загнать народ в кондоминиумы, отремонтировать за счет бюджета придомовые территории, подъезды, чердаки и подвалы.

Сам факт принятия Программы модернизации ЖКХ – шаг вперед. Но этот шаг может оказаться коротким. Ясно, что государственные деньги, вложенные в пилотные ремонты, вернуть не удастся, и Программа не продвинется дальше показательных ремонтных анклавов, поверхностных, но дорогих, в нескольких городах.

Ясно и то, что своими необдуманными действиями, принятием непродуманных программ (как им быть продуманными, у нас нет ни министерства энергетики, ни министерства жилищного и коммунального хозяйства!) власть не только толкает население в долговую яму, но и провоцирует социальную напряженность в обществе, которое и так скоро забурлит от непрекращающегося роста цен.

Анна Литвинова

Собкор по Алматы и Алматинской области

Яндекс.Метрика