Home » "Коммунист Казахстана" » Млечный путь кошмы

Млечный путь кошмы

В столичном музее современного искусства открылась персональная  выставка известной художницы, мастерицы по кошмовалянию Замзагуль Оралбаевой

На вернисаже оказалось представлено 25 работ, созданных с 2001 по 2012 годы, которыми Замзагуль покорила не только казахстанских почитателей своего творчества, но и восхитила зарубежных ценителей.

Кошмоделие – изготовление изделий из войлока – это один из древнейших пластов культурного наследия казахов. Войлок – скатанная овечья шерсть,  стал практически синонимом традиционного национального искусства и, в то же время, абсолютной реальностью повседневного народного быта.

Издревле предки казахов – древние тюрки – разрабатывали удивительные технологии изготовления войлока, умело обыгрывая качества, заключенные в шерсти от природы – мягкость и теплоту, податливость и прочность.

Технология изготовления войлоков восходит к эпохе ранних кочевников VII в. до н.э. – III в. н.э. Современные казахстанские художники, в числе которых и Замзагуль, наследовали традиции древнего кошмоделия, что соединяют в себе функциональные новации, свободу декора изделий с сохранением традиционной технологии.

Ее изделия из войлока изысканны, своеобразны и очень современны. Несмотря на то, что ранее художница работала в жанре батик, увлекается  чием и гобеленом, именно кошмоваляние стало смыслом ее жизни.

Искусствоведы говорят, что ритмическая организация войлочных композиций Замзагуль Оралбаевой отчетливо музыкальна. В них оживает неожиданная широта её эмоционального диапазона. Льющиеся текучие ритмы, то плавные, то дробные, то стремительные вовлекают зрителя в свою затейливую игру.

Художницу волнуют степь, земля предков, ее дух и красота. Ее войлочные полотна насыщены смутными воспоминаниями о древней культуре и истории казахов. Парадоксально ее умение сочетать присутствие культурного кода, образной символики с чувственным ощущением степного пространства, запаха и ветра.

Работы мастерицы отличает деликатное чувство цвета, органичное естественным краскам природы. Живописная размытость создана в них нюансировкой цветовых переходов, словно бы одной гаммы, но причудливо обостряющих звучание тонов и полутонов. Автор умеет создать сложный цвет.

Она способна вытянуть из цвета его драгоценную суть, заставляя внешне незатейливые охристо-бурые тона степной земли и серебристо-серые тона облачных небес звучать изысканно и эффектно.

С тонким тактом ведет автор обогащение фактуры войлока. Словно бы незаметно она объединяет в одной композиции гладкость фона и длинноты шерстяных аккордов, пушистые пятна белой шерсти на рыже-пегих островках, выглядывающие по краю пучки войлока.

Классический для казахской культурной традиции тандем – природа и человек – осуществляется мастерицей с легкой внешней неназойливостью, но внутренней убежденностью. Ее войлочные композиции подчеркнуто воссозданы, как часть природы, прочувствованной и созданной человеком. Отсюда и живые ритмы, и теплые тона и неровные мягко рваные контуры, распластывающие войлок на стене или на полу наподобие вчерашней бараньей шкурки. Но это скорее художественный ход. Ведь вечно человеческое – эстетика мира – насквозь пронизывает каждый «штрих» в ее работах.

Рита Климова

Яндекс.Метрика