Home » Аналитика » НА ДОРОГИ ПОТРАТЯТ 5 ТРИЛЛИОНОВ

НА ДОРОГИ ПОТРАТЯТ 5 ТРИЛЛИОНОВ

Грандиозную программу развития транспортной инфраструктуры утвердило правительство. К 2020 году, как пояснил министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев, будет отремонтировано 30 тысяч километров  автомобильных дорог и 8,2 тысячи километров дорог железных.

Обещано 32 тысячи  километров автодорог привести в хорошее состояние. Что означает «хорошее» в понимании отечественных чиновников, остается лишь догадываться.

Объем транзитных грузов удвоится, грузооборот увеличится в 1,6 раза,  пассажирооборот – в 1,5 раз. Также будут модернизированы все автостанции и железнодорожные вокзалы. В регионах восстановят 16 аэродромов малой авиации, а в крупных городах отремонтируют аэропорты.

Премьер-министр Серик Ахметов назвал и цену вопроса – 5 триллионов тенге. Именно такая сумма инвестиций необходима, чтобы сделать в Казахстане современную инфраструктуру, за которую не будет стыдно и перед иностранцами.

Глава правительство отметил, что это будут как государственные, так и частные инвестиции. Однако частные инвестиции в инфраструктуру – это из области мифологии. Вкладываться в долгосрочные проекты никто не собирается, тем более что государство само вытесняет всех из транспортной сферы. Как, например, происходит с аэропортами.

Так что оплачивать смелые транспортные планы правительства будет бюджет, т.е. все налогоплательщики. И посему возникают два вопроса о расходовании этих средств.

Во-первых, где механизмы контроля качества? Глава государства на последнем расширенном заседании Правительства особенно жестко критиковал низкое качество строительства автомобильных дорог, которые требуют ремонта уже спустя год после ввода в эксплуатацию. Тогда прозвучали данные, что в мировом рейтинге по качеству дорог Казахстан занимает позорное 117 место из 144 стран. Кроме того, Президент указал на массу пробелов в системе госзакупок, из-за которых страдает качество объектов.

Правительство эти недостатки не устранило – нет ни новой действующей системы контроля качества дорог, ни новой эффективной системы госзакупок. Несмотря на это, оно объявляет о начале беспрецедентного по масштабам инфраструктурного строительства. Иными словами, «а Васька слушает, да ест».

Во-вторых, почему не был выполнен анализ уже потраченных денег? В 2010 году была принята Программа развития транспортной инфраструктуры с объемом затрат 2,7 триллиона тенге. И ее действие завершится только в следующем году. Получается, ее хотят «тихим сапом» свернуть, заменив другой программой. Но это абсолютно неправильно, ни юридически, ни экономически. Как можно что-то планировать и закладывать расходы 5 триллионов тенге, когда не проведен анализ ныне действующей программы?!

Иными словами, чиновники используют свой привычный финт. Чтобы не отчитываться по госпрограмме, ее не завершают, а пишут новую – с еще большими затратами.

Это напоминает не серьезный государственный подход, а обычную профанацию. Правительство не вправе утверждать новую программу, не отчитавшись перед народом об исполнении прежней. Кстати, Счетный комитет в 2012 году уже проверял промежуточные итоги реализации Программы развития транспортной инфраструктуры и отметил ее низкую эффективность. Тогда был выявлен целый ворох нарушений. Кто гарантирует, что их с того момента стало меньше?

Сагит!Оспанов

http://vmeste.com.kz/?p=1894

Яндекс.Метрика