Home » № 4//01.02.2013 » О бедном мигранте…

О бедном мигранте…

Казахстанское миграционное законодательство нуждается в серьезных улучшениях. Такой вывод сделали эксперты Структуры ООН Женщины в своем годовом отчете «Гендерные аспекты трудовой миграции в Республике Казахстан».

На сегодняшний день в Казахстане сложилось несколько потоков трудовой миграции, требующих применения различных подходов к их регулированию. Схема квотирования и выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, действующая в республике с 2001 года, изначально была ориентирована на нужды горнодобывающей и обрабатывающей отраслей промышленности, энергетики, информационных технологий и образования. Как правило, по этой схеме, то есть легально, в Казахстан приезжают высокооплачиваемые и высококвалифицированные специалисты, приток которых обусловлен сильнейшим дефицитом местных кадров.

С 2005 по 2011 годы квоты на привлечение иностранной рабочей силы работодателям выдавались по четырем категориям. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты, в 2011 году в Казахстане официально работали свыше 44 тысяч трудовых мигрантов. В 2012 году квоты были распределены уже по шести категориям, и мигрантов насчитывалось более 89 тысяч человек. Примечательно, что в отдельную, шестую категорию были выведены «самостоятельно трудоустраивающиеся иностранные работники». Именно на эту категорию и приходится основной поток трудовой миграции, как правило, нелегальной. Такая миграция ориентирована на сферу обслуживания и сельскохозяйственное производство.

Причем, объемы нелегальной миграции с кадровым дефицитом в Казахстане никак не связаны.

Отечественные специалисты не спешат устраиваться на отдельные виды работ.

В частности, это касается работы в аграрной сфере, строительстве, услуги по уходу за детьми, престарелыми людьми и людьми с ограниченными возможностями. Причины банальны: низкий уровень оплаты, плохие условия труда, непрестижность профессии.

По мнению многих специалистов, в стране необходимо применение раздельных схем регулирования трудовой миграции в отношении высокооплачиваемых работ, менее оплачиваемых и низкооплачиваемых.

Новый казахстанский закон «О миграции населения» был принят 22 июля 2012 года. Он предусматривает не только выдачу разрешений работодателям, но и самостоятельное получение мигрантами разрешений на трудоустройство. Однако этот механизм, предусматривающий самостоятельное трудоустройство, привязан к перечню профессий (состоящий из 30 специальностей, начиная от антрополога и заканчивая супервайзером по морским сооружениям). По существу, перечень этот представляет собой случайно скомпонованный набор профессий, отражающих интересы крупных промышленных и добывающих компаний.

«Однако в этой сфере проблема нелегальной миграции отсутствует. Как показывает практика, нелегальные мигранты работают в небольших компаниях и у индивидуальных предпринимателей, в сфере обслуживания и в строительстве. Для подобных предприятий действующая схема получения разрешений слишком сложна и обременительна, чтобы использовать ее для легального трудоустройства мигрантов», – говорится в отчете.

В качестве возможных решений эксперты Структуры ООН предлагают пересмотреть официальный перечень профессий с учетом потребностей небольших компаний, упростить процедуру выдачи разрешений тем работникам, от которых не требуется специальная квалификация или высшее образование. Немаловажным подходом должна стать возможность заполнения имеющихся вакансий не только мужчинами, но и женщинами.

«Именно женщины составляют большую часть нелегальных трудовых мигрантов. Как правило, они сопровождают своих мужей. Даже если у мужчины есть официальное разрешение на работу, то их жены приезжают в Казахстан нелегально, потому что не владеют прописанными в перечне специальностями», – отмечается в отчете.

«В сельскохозяйственном производстве ЮКО и Мангистау, на табаке и хлопке, не требуется большое количество квалифицированной рабочей силы. В то же время действующие разрешительные процедуры настолько громоздкие, что фермерам проще и выгоднее брать на работу нелегальных мигрантов», – убеждены эксперты.

Еще одним вариантом упрощения разрешительной процедуры может стать выдача патентов. Подобная практика уже применяется в России с 2011 года в отношении низкооплачиваемых специальностей. На мигрантов, работающих по патенту, не распространяются требования по квотированию рабочей силы, а сама процедура максимально упрощена. Для того, чтобы получить

такой патент, мигранту в России необходимы всего лишь два документа, резюме и заявление о выдаче патента. Подобная схема предусматривает, к тому же, выплату авансированных налоговых платежей.

«Введение в Казахстане патентов для мигрантов решило бы целый ряд проблем.

Не секрет, что в обществе к мигрантам преобладает предвзятое отношение: сидят на нашей шее, забирают рабочие месте, пользуются всеми государственными услугами и т.д. Патент даст возможность мигранту стать налогоплательщиком. Одновременно это станет дополнительной защитой для внутреннего рыка, так как казахстанские работники не оплачивают налог на доходы физических лиц. К тому же, такая регуляризация предотвратит насилие и принудительный труд в среде мигрантов, от которого, в первую очередь, страдают женщины и дети», – говорится в отчете.

В отдельных главах отчета были затронуты вопросы социальной интеграции мигрантов в Казахстане. Сейчас эта интеграция происходит спонтанно, без ощутимого социального напряжения. Связано это с многонациональным составом казахстанского общества, а также с культурной и религиозной близостью с народами Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Закон «О миграции населения» весь комплекс интеграционных и адаптационных мер распространяет только на оралманов и членов их семей. Таким образом, трудовые мигранты, даже легальные, имеют крайне ограниченный доступ к системам социального обеспечения.

«Миграция – это глобальный процесс в обществе, затрагивающий все страны современного мира. Мир трудовой миграции не видим для общественности, он наполнен препятствиями и эксплуатацией. И в то же время он постоянно стремится наружу. Мигранты вносят большой вклад в экономику нашей страны, но здесь им приходится нелегко», – резюмируют эксперты.

Очевидно, что упрощение доступа трудовых мигрантов на казахстанский рынок позволит снизить уровень нелегальной миграции в стране и создать более достойные условия для их работы и пребывания в Казахстане.

К слову, вопросам трудовой миграции будет посвящена Генеральная Ассамблея ООН, проведение

которой запланировано на осень 2013 года.

Анна Литвинова, Алматы

Яндекс.Метрика