Home » Аналитика » Пенсионный вопрос решается за закрытыми дверями

Пенсионный вопрос решается за закрытыми дверями

Проект закона, предусматривающий создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) поступил в парламент.

Текст этого документа, который все казахстанцы ожидают не меньше, чем выхода бестселлера, мы еще обязательно рассмотрим. Сейчас речь о другом – о сверхзвуковой скорости, с которой проводится одна из наиболее важных реформ в стране.

Накопительная пенсионная система, в которой основу составляют частные фонды (НПФ), действует в Казахстане 15 лет. Все эти годы чиновники взирали, как деньги вкладчиков «прокисают» в государственных ценных бумагах, не принося пользы ни вкладчикам, ни экономике страны. А тут вдруг решили молниеносно изменить эту систему и спешат так, будто каждая секунда что-то решает.

К чему этот фарс? Спешка нужна, как известно, при ловле блох. А в таком важном деле, как пенсионная реформа, населению, о судьбе накоплений которого решается вопрос, важна не скорость, а правильность. Время экспериментов прошло.

Прежде чем начинать создание новой системы, правительство обязано подвести исчерпывающие итоги работы старой. Это же просто абсурд, что оно до сих пор не обнародовало анализ деятельности НПФ за минувшие пятнадцать лет!

Нас кормят только общими цифрами о размере накоплений, инвестиционного дохода и количестве вкладчиков, не сообщая главного. Во-первых, сколько заработали НПФ и сколько они затратили на свои административные расходы? Во-вторых, где сейчас находятся деньги вкладчиков? В-третьих, сумела ли система накопить достаточно средств, чтобы обеспечивать пенсионные выплаты? Иными словами, если бы она продолжила работать без изменений, то смогла бы профинансировать выплаты тем, кто вышел бы на пенсию по новой системе, и сколько бы в месяц получал среднестатистический вкладчик?

В-четвертых, как будут выкупать государством акции частных НПФ и какую сумму денег налогоплательщиков намерено отдать за них правительство?

Без решения этих вопросов о каком законопроекте может идти вообще разговор? Понятно, что у чиновников есть на них ответы, но с какой стати они решают судьбу денег населения кулуарно, ни с кем не советуясь и не обсуждая?

Еще можно было понять, если бы у руководства отечественных финансов и экономики  стояли гениальные специалисты, которым можно было доверять серьезнейшие решения. Но мы-то с вами видим, что никаких оснований верить их профессионализму нет. Банковская система провалилась, и за ее ошибки теперь расплачиваются налогоплательщики. Рынок ценных бумаг так и не заработал, и не помогает даже «народное IPO». Страховая сфера держится только благодаря обязательным видам страхования. Национальный фонд работает с крайне низкой доходностью. Фонд социального страхования, как теперь выясняется, сконструирован так, что не может платить женщинам пособия на рождение ребенка в полном объеме.

Словом, все сферы, которые связаны с финансами и управлением денежными накоплениями, пребывают в печальном состоянии. Так с чего мы вдруг решили, что люди, которые отвечали за все эти сферы, смогут сделать эффективную пенсионную систему?!

Очевидно, что у них не хватает ни подготовки, и стратегического видения для столь масштабных преобразований. Для их проведения необходимо широкое экспертное обсуждение. Тот факт, что правительство уклоняется от него и торопится сделать все в стиле «шито-крыто», только подтверждает его неуверенность и отсутствие четких обоснований.

Закон о ЕПНФ в парламенте, конечно, подвергнется определенным поправкам, но чисто косметическим. «Нуротановское большинство» в итоге проведет его в таком виде, как это нужно правительству. Но стоит ли жертвовать долгосрочным социально-экономическим благополучием ради сиюминутной политической выгоды?

 

Никита!Александров

11.03.2013

http://vmeste.com.kz/?p=1020

 

Яндекс.Метрика