Home » Аналитика » Почему все вдруг захотели защищать потребителей?

Почему все вдруг захотели защищать потребителей?

С приходом весны в Казахстане грянул настоящий бум интереса к защите прав потребителей – сфере, ранее пребывавшей в полном забвении. Агентство по защите конкуренции предложило создать отдельный орган – агентство по защите прав потребителей. Такое решение стало бы сенсацией, потому что в Казахстане уже давно никто не занимается системно этим вопросом, отдавая покупателей на растерзание продавцам. Предложение поддержал и первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау.

Раньше подобная идея никогда не исходила от госорганов, а если и появлялась, то сразу встречалась в штыки. А теперь нашлись даже убедительные аргументы. По данным комитета технического регулирования, за прошлый год проверено 4,5 тысячи предприятий, из них около 60% оказались нарушителями технических регламентов. Выявлено товаров неудовлетворительного качества на сумму более 4 миллиардов тенге.

По данным антимонопольного агентства, из всех поступающих к нему жалоб потребителей 41% связан с качеством товаров, 29% – качеством услуг. Вслед за ними по числу претензий идут услуги ЖКХ и строительные работы – 21%.

Очевидно, что идея создания отдельного госоргана по защите прав потребителей имеет неплохие шансы быть реализованной. И причин тому может быть две. Либо правительство, действительно, осознало, что ситуация с качеством и безопасностью товаров и услуг стала критической. Либо кто-то во властных коридорах смекнул, что защита прав потребителей может стать неплохим рычагом для контроля за бизнесом.

А скорей всего, оба эти фактора совпали. Так что можно ожидать оживления дискуссий о создании нового агентства.

Между тем, не дожидаясь, пока правительство определится с органом по защите прав потребителей, Нацбанк образовал свою структуру. Начал работу комитет по защите прав потребителей финансовых услуг. Он будет предоставлять правовую помощь гражданам, которые пользуются услугами банков, страховых компаний и других финансовых структур, и выявлять нарушения их прав. Кроме того, новый комитет станет вести надзор за качеством финансовых услуг и информации о них.

Такие услуги имеют свою специфику. Испорченный йогурт или некачественно выложенную плитку выявить проще, нежели найти нестыковки при оформлении банковского кредита или страховки. Нарушения прав потребителей в финансовом секторе связаны, чаще всего, не с прямым несоблюдением договоров, а со злоупотреблением при составлении условий этих договоров.

Чаще всего это связано с искажением ставки вознаграждения по кредиту, которая оказывается выше, чем думал потребитель, а также с навязыванием дополнительных сборов, которые взимаются дополнительно к вознаграждению. Так что новому комитету предстоит, прежде всего, серьезная аналитическая работа.

Несмотря на то, что он имеет сложную специфику, возникает вопрос – оправданно ли создавать отдельную контору для защиты прав потребителей финансовых услуг? Ведь, по большому счету, все товары и услуги имеют свою специфику – и продовольствие, и лекарства, и строительные работы, и коммунальные услуги, и транспортные. Есть масса нюансов и в такой сфере, как электронная коммерция.  Только за 2012 год этот рынок вырос в 2,5 раза, и, по прогнозам, в нынешнем году бурный рост продолжится. На самом деле  электронная коммерция обладает не меньшей спецификой, чем финансовые услуги.

Так может, следует для каждой отрасли создавать свой комитет по защите прав потребителей? Или все-таки должно быть единое агентство со специализированными департаментами внутри него?

Неразбериха со структурой вызвана одним простым обстоятельством – отсутствием общего видения развития защиты прав потребителей в Казахстане. Нет ни программы, ни концепции, которая бы описывала, от кого и как мы хотим защищать казахстанцев, приобретающих товары и услуги. Нет внятной государственной политики. А потому все действия в этой сфере сейчас совершаются хаотично, и результата они не принесут, какое бы новое агентство мы не создали.

Сначала нужна согласованная политика, и затягивать с ее выработкой не стоит. Иначе будет понятно, что интерес чиновников к защите прав потребителей вызван стремлением получить новые административные рычаги, а не решить проблему.

Сагит!Оспанов

15.03.2013

http://vmeste.com.kz/?p=1034

Яндекс.Метрика