Home » № 6//15.02.2013 » Равен – не равен

Равен – не равен

Принципы гендерного равенства, провозглашенные в Конституции Казахстана, на практике реализуются слабо. Такой вывод был сделан по результатам проекта «Мониторинг Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 годы».

Этот проект финансировался Европейским союзом, а реализовывался тремя организациями: Казахстанским Международным бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ), Центром исследования правовой политики (LPRC) и Международным центром журналистики MediaNet. Общий бюджет двухгодичного проекта составил 300 тысяч евро, из них Евросоюз вложил 240 тысяч.

Как показывают статистические данные, на казахстанском рынке труда все еще сохраняется серьезный разрыв между женщинами и мужчинами. Уровень безработицы среди женщин равен 5,8%, тогда как у мужчин – 4,9%. Соотношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин составило 66%. Вклад женщин в формирование ВВП страны за исследуемый период составил 38,5%, а мужчин – 65,1%. Связано это с тем,что большая часть ВВП складывается за счет добывающих отраслей, где заняты преимущественно мужчины.Стратегия гендерного равенства РК на 2006-2016 годы предполагает, что женщинам будут предоставлены гарантии равного продвижения по службе и условия для сочетания карьеры с домашними обязанностями и воспитанием детей. Однако, по данным исследования центра Гражданских инициатив, именно выполнение семейных и родительских обязанностей является основной причиной, мешающей женщине делать карьеру. 42% респондентов, опрошенных центром, считают, что основная причина, которая мешает женщине делать карьеру, выполнение семейных обязанностей. 26% считает, что делать карьеру мешает недоверие мужчины-руководителя женщине, как профессионалу, 14 % в качестве причины назвали мужской шовинизм.Несмотря на то, что действующее трудовое законодательство запрещает увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения, на практике такие случаи наблюдаются повсеместно. Работодатель в таких случаях создает невыносимые условия, вынуждая женщину уволиться.

Страдают казахстанские женщины и от бытового и сексуального насилия. Более того, казахстанское законодательство не запрещает сексуальное домогательство. Такого понятия в наших законах просто не существует. Ответственность за него не предусмотрена и новыми Законами о бытовом насилии и равноправии.Согласно данным Союза кризисных центров Казахстана, на начало проекта, в 2009 году, в Союз поступило около 30 тысяч заявлений от женщин, пострадавших от бытового насилия. Однако, согласно официальным данным, в том же 2009 году было совершено 11 тысяч преступлений бытового насилия.«Как правило, расследуется около 10% от общего числа таких дел. Полицейские вмешиваются в семейные конфликты только в случаях, когда насилие, по их мнению, угрожает жизни. Женщины часто забирают свои заявления из-за своей экономической незащищенности.

В тех случаях, когда жертвы все же настаивали на возбуждении уголовного дела по факту насилия в семье или супружеского изнасилования, полиция иногда пыталась убедить их не делать этого.В тех случаях, когда дела доходили до суда, виновные приговаривались к заключению в трудовой колонии с наиболее мягким режимом или к общественным работам сроком от 120 до 180 часов», – отмечается в итоговом отчете Мониторинга.Отметим, согласно казахстанскому законодательству максимальный срок лишения свободы за избиение при отягчающих обстоятельствах составляет 10 лет.

Авторы Мониторинга также отмечают, что Правительство Казахстана не в полной мере соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми. Главные причины – межведомственное разногласие, отсутствие четкой координации деятельности госструктур, правоохранительных органов и НПО, а также отсутствие стандартов услуг по оказанию помощи жертвам торговли людьми.

«Денежные средства на оказание этих услуг выделяются исключительно в рамках госзаказа. Это зачастую приводит к абсурдным последствиям: так, номер телефонной горячей линии в МЮ РК для пострадавших от торговли людьми меняется каждый год, в зависимости от победителя тендера по госзакупкам», – говорится в отчете.

Отметим, что на горячую линию № 11616,которую курирует ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана», поступило 406 звонков по вопросам противодействия торговли людьми. Благодаря звонкам, поступившим на «горячую линию» в январе и апреле 2011 года, было освобождено 19 девушек, которых насильно удерживали и заставляли заниматься проституцией. По данным фактам возбуждено четыре уголовных дела. Всего же в 2009 году полиция расследовала 49 дел по торговле людьми.

«Хотя число уголовных дел и обвинительных приговоров касательно торговли людьми в последнее время увеличилось, по большинству фактов так и не было проведено судебных процессов или расследований. Существует много причин, способствующих развитию такой ситуации. Среди наиболее существенных, отсутствие систематической работы по выявлению случаев торговли людьми, а также нежелание жертв обращаться к правоохранительным органам», – убеждены участники проекта.

Отдельная часть Мониторинга посвящена проблеме ранних и принудительных браков в республике.Ежегодно в Казахстане заключаются около 3 тысяч браков с несовершеннолетними. Ни Уголовный кодекс РК, ни Кодекс об административных правонарушениях не предусматривают ответственности за факт принуждения к вступлению в брак, что отражает позицию «невмешательства» государства к этой ситуации.

Вместе с тем законом предусмотрена ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, недостигшим 16-ти летнего возраста (ст.122 УК РК), а также за понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера(ст.123 УК РК).Как известно, принцип равенства полов в Казахстане прописан в пяти нормативно-правовых документах, включая основной закон страны.

Согласно Стратегии гендерного равенства, принятой в 2005 году, представительство женщин во власти на уровне принятия решений должно составлять 30%. По состоянию на 1 июля 2012 года, численность женщин-государственных служащих составила свыше 50 тысяч, или около 57% от фактической численности, среди политических государственных служащих – около 10%. Таким образом, представленность женщин на уровнях принятия решений остается достаточно низкой, несмотря на то, что Международная организация SocialWatch опубликовала «Индекс гендерного равноправия 2012», в котором Казахстан занял 31-е место в мире по уровню гендерного равенства, опередив практически все страны СНГ. По данным сайта parlam.kz, в Парламенте пятого созыва представленность женщин составляет 18,3%.

Анна Литвинова, Алматы

Яндекс.Метрика