Home » Партийная жизнь, Советский Казахстан » С чего начинаются выставки…

С чего начинаются выставки…

Какой была первая художественная выставка изобразительного искусства в Костанае?

 

В областном архиве уже долгие годы хранится уникальная увесистая папка. 75 лет она ждала своего часа. Папка озаглавлена так: «Материалы по первой художественной выставке (планы, анкеты участников, списки, картины) за 1937-38 гг. 109 листов». А в ней – история творческой жизни провинциального городка того сложного исторического периода.

1937 год чаще вызывает другие ассоциации – репрессии, депортации… Но в это же время Кустанайский областной музей совместно с отделом по делам искусств разработал «План работ по подготовке и проведению первой художественной выставки изобразительного искусства».

Ведущие художники города, в том числе любители изобразительного искусства, 5 апреля1938 г. получили приглашения за подписью директора областного музея и научного секретаря, в которых говорилось, что работы на выставку принимаются «с 6 апреля с/г с 10 часов утра до 6 часов вечера ежедневно». Приглашения вручались под подпись.

Какие жанры были готовы представить вниманию зрителя кустанайские художники? В одном из документов в первом разделе «Живопись» значились 10 фамилий: Ерецкий А., Ильин И., Богданович Г. И., Попова Г. М., Чутаев А., Барафанов Я. И., Щетинин В. Д., Безгин, Новиков И., Чернявский П. Е. Только по одному человеку были указаны в разделах «Графика» (Богданович Г. И.) и «Декоративное искусство» (Ерецкий А. И.). Отдельной графой указывался раздел «Шитье», где значились пятеро: Кузьмина-Квар Н. И., Соколова А. М., Нысанбаева, Аксартова С. У., Накорякова А. И.

Для отбора художественных произведений была создана специальная комиссия, в которую вошли представители музея (Чернявский), отдела по делам искусств (Оспанов), а также от художников (Куров, Щетинин), от гороно, редакций газет «Сталинский путь» и «Большевиктік жол».

Работы принимали под расписку. Для примера приведем одну из них: «Расписка № 11 выдана Кустанайским областным музеем тов. Курову Владимиру Николаевичу, преподавателю школы им. Покровского, в том, что от него приняты на первую художественную выставку, а именно: 1. Масло на дереве – 2 работы; 2. Скульптура – 1; 3. Акварель – 11 штук; 4. Тушь, перо – 1 шт.; 5. Карандаш – 1 шт. Всего в коллекции – 11 работ. За сохранность музей несет полную ответственность. По окончании выставки работы возвращаются в полной сохранности».

Аксартова С. У. получила расписку, что она сдала на выставку «полог на кровать, вышитый узорами, разноцветными нитками, размером 126 на 198». Такой же документ есть и на работу Соколовой Александры Михайловны – «Ленин. Шитье крестиком».

Комиссией была разработана весьма подробная «Ориентировочная смета на организацию, оформление и проведение первой художественной выставки изобразительного искусства». Расходную и приходную части подогнали под одну цифирь, то есть перевели проведение выставки на самоокупаемость.

Накануне выставки по местному радио сообщили: «20 апреля областной музей организует первую художественную выставку. Будут представлены работы по живописи, графике, скульптуре, вышивке, аппликации, макеты, орнамент и др. Из них представляют интерес работы: Кузьминой-Квар Нины Ивановны – «Сталин и дети», «Гномы», столяра Дуркина Валентина Ивановича – макет «Физкультурный зал». Ожидаются работы из районов мастериц-колхозниц, ковровщиц и кружевниц. Имеются также и мастера по дереву, кости, металлу. Многие художники еще не включились в эту работу. Необходимо включиться и представить свои работы и тем самым продемонстрировать достижения области».

В газете «Сталинский путь» был опубликован этот же текст с добавлением: «Эта выставка должна выявить все творческие силы нашей области».

Вход на выставку был платный: «Взрослые – 1 руб.; экскурсии для взрослых – 75 коп.; учащиеся – 50 коп.; экскурсии учащихся – 30 коп.» Соответственно были определены «дни и часы открытия выставки – с 12 до 10 часов вечера», причем «ежедневно (без перерыва)».

«Опись произведений художников, участвовавших на первой художественной выставке Кустанайского краеведческого музея с 1 мая по 1 июня1938 г.», дает нам полную картину характера выставленных работ. Всего насчитывалось 115 произведений (отдельно шли 53 ученические работы).

Состав участников был весьма неоднородным. Выделяются представители старшего дореволюционного поколения, имеющие университетское образование, не скрывающие своего социального положения. В прошлом они профессионально занимались художественным творчеством, в дореволюционные годы участвовали в художественных выставках. Богданович Георгий Николаевич – «1878 г. р., служащий, б/п, университет, Общество поощрения худож. и Акад. худ., осенние выставки в Ленинграде до1914 г.». Герман Люсия Федоровна – «74 года, дочь купца, б/п, образование высшее, участвовала на Всесоюзных выставках в Ленинграде, получила медаль. Домохозяйка, ул. 1 Мая № 63 (со двора)». Несколько странным выглядит фраза «осенние выставки в Ленинграде до1914 г.», ведь в 1937 году дворянин и дочь купца не могли указать Санкт-Петербург. Видимо, в далекий кустанайский край они попали не по своей воле.

На смену уходящей в прошлое дворянско-буржуазной культуре шла новая революционная волна – кустари, рабочие, крестьяне. Кузьмина-Квар Н. И. – «1902 г. р., дочь кустаря, б/п, образование среднее техническое, ул. Красного Пахаря, 35 «А». Дуркин Валентин Иванович – «1916 г. р., рабочий, резчик-модельщик, образование 6 классов». Барафанов Я. И. – «17 лет, крестьянин, образование 3 класса, счетовод». В материалах архивной папки сохранился его рисунок в цвете – «16 октября 1937 года».

Алексеев Иван Александрович – «1917 г. р., крестьянин-бедняк, член ВЛКСМ, образ. 6 классов, киномеханик, Кустанайский Дом пионеров, ул. Гоголя, № 51». Он нарисовал портрет писателя Максима Горького и прекрасной незнакомки («с фотографии1936 г.»). В областном архиве также сохранился эскиз его картины «с рисунка Бриксина» с изображением трех советских богатырей (с проекцией на 1937 год).

Наиболее плодовитыми оказались Чернявский П. Е. (директор областного краеведческого музея – 34 произведения (этюды, рисунки, орнамент) и Ерецкий А. И. – 30 работ (этюды, натюрморт, рисунки, в том числе 21 эскиз декораций и костюмов).

Геолог-краевед Павел Елисеевич Чернявский в 1937 году по приглашению приехал работать в Кустанайский областной музей. Это был человек разностороннего таланта. В одном лице ученый-геолог, археолог, краевед и одновременно художник-любитель.

Александр Иванович Ерецкий 20 марта 1938 года указал в своей анкете: «вид изобр. искусства – декоратор; соцпроисхождение – служащий; год рожд. – 1916; образование – среднее (школа) и направление – театр. декоративн.; домашний адрес – ул. Оренбургская, 163; служебный адрес – драмтеатр, ул. Ленина». Значит, он работал в Кустанае театральным художником. Интересно, что у него не было (судя по анкете) специального образования, он никогда не участвовал в выставках и не занимался в кружках. В графе «сколько лет работал по ИЗО» он прямо отметил – 4 года. Как и все художники, Ерецкий был беспартийный.

Ученические работы шли как бы вне конкурса, но городские школы приняли активное участие. Так, школа им. Кирова представила 13 работ, школа им. Покровского – 16 работ.

По завершении выставки 18 мая 1938 года состоялось «Совещание художников при облмузее» (7 человек). В повестке дня стоял один вопрос: «О приобретении работ с первой художественной выставки для постоянного раздела ИЗО в отдел соцстроительства».

 

Дмитрий ЛЕГКИЙ,

 

ng@ng.kz

 

Яндекс.Метрика