Home » № 19//24.05.2013 » С хлеба все начинается

С хлеба все начинается

Эта известная фраза принадлежит Иосифу Сталину, который в годы Второй мировой войны приказы о разбронировании зерна подписывал самолично. Ему не раз говорили – «Иосиф Виссарионович, война идет, вы – генералиссимус, у вас масса дел поважнее, а разбронирование зерна можно перепоручить кому-то другому». Но он каждый раз отвечал, что «с хлеба все начинается». И мало кто знает, что из той страшной войны Советский Союз вышел едва ли не с годичным запасом хлеба. При том, что в поле работали только старики, женщины и дети. Наверное, это и есть уважение к хлебу.

Однако шло время, менялся уклад и образ жизни. Менялось и благосостояние населения. И постепенно хлеб на столе из продукта номер один превращался в дополнение к столу. Весомое, постоянное, уважаемое и всеми любимое, но – дополнение.

К слову, солдат царской армии получал в день 1300 граммов черного хлеба, в 1940 году городской житель потреблял в день в среднем 730 граммов хлеба из муки грубого помола, а в уже в 1984 году – всего 260 граммов, причем преимущественно белых сортов и сдобы. Причем речь шла не только о снижении уровня потребления хлеба, но и об изменении качества самого хлеба. Это изменение идет и сегодня. Потребление хлеба падает, одновременно меняется и его качественный состав – потребитель все больше отдает предпочтение белому хлебу. Взять хотя бы данные мониторинга, проведенного Казахской академией питания пару лет назад. По данным анкетного опроса, проведенного среди женщин, а именно они в большинстве своем – 86 процентов, покупают продукты в семью, за последние три года в Казахстане цена хлеба как фактор для принятия решения при покупке уменьшилась с 30,5 до 19,4 процента. То, что определяющим фактором при покупке хлеба стало его качество и полезность для здоровья – увеличилось с 79,6 до 88,7 процента. Аналогичные данные можно назвать и по российскому рынку.

При этом в обеих странах показатель «возможность получить больше за свои деньги» (то есть, принимать решение исходя из цены продукта) назвало всего два процента опрошенных.

В результате, в продовольственной корзине среднестатистического казахстанца на хлебопродукты и крупяные изделия, согласно данным Агентства РК по статистике, приходится всего около 12 процентов. В России, по данным Росстата, на хлеб и хлебобулочные изделия и того меньше – всего около шести процентов.

Однако не стоит забывать о социально незащищенных слоях населения, для которых хлеб – основа рациона. Тем не менее, более честно и правильно было бы решать их проблему не тем, что им продают «кирпич» по цене зерна, а тем, что эти слои могли пользоваться социальной картой, которая бы давала льготу не только на хлеб, но и на лекарство, и на коммунальные услуги.

Кстати, 80 процентов бюджета МСХ США уходит на выплаты по картам социальных пособий. С одной стороны – защита социально незащищенных слоев населения, с другой, почти неприкрытое субсидирование сельхозтоваропроизводителя. Того самого, который производит в США продукты питания.

В Казахстане на компенсацию увеличенных расходов по хлебу для социально незащищенных слоев населения потребуется около семи-восьми миллиардов тенге, с учетом инфляции это может составить 10 миллиардов. Если это произойдет, то рынок зерна, муки и хлеба полностью перейдет на рыночные отношения. В отличие от дня сегодняшнего, где рынок зерна находится в свободном ценообразовании, рынок муки – в ограниченном, а рынок хлеба – в регулируемом. Тогда и отрасль хлебопечения сможет развиваться, станет рентабельной и доходной, что сразу же сделает ее инвестиционно привлекательной. В итоге – рост ассортимента и повышение качества хлебобулочных изделий. При этом, по мнению специалистов отрасли, не надо бояться обвального роста цен на хлеб – рынок выровняет цены и не даст возможности получать супердоходы, поскольку повышение доходности автоматически приведет к росту конкурентной среды и в борьбе за рынки, производитель будет вынужден ограничивать свой аппетит. Примером тому может служить то самое мукомолье, где из-за высокой конкуренции цены на муку всегда адекватны стоимости зерна.

Рита Климова,

Астана

Яндекс.Метрика