Home » "Коммунист Казахстана", № 40//22.11.2013 » В мире красок, сюжетов и холстов

В мире красок, сюжетов и холстов

В «Назарбаев Центр» состоялся вернисаж художественных произведений заслуженного деятеля Казахстана, автора символа независимости – монумента «Қазақ Елі» Сембигали Смагулова, приуроченной 50-летнему юбилею художника

По мнению арт-критиков, знание декоративной условности казахской народной традиции, ее авангардного прочтения легли в основу его художественного почерка, а творческая устремленность молодого художника позволила ему органично вписаться сегодня в искусство нового времени – времени перемен.

Родился он в Шетском районе Джезказганской области. С раннего детства его окружала красота родного края – сопки, лощины, полные зверья. Говорят, там водились архары, лисы и даже волки. Все это будет потом им осмыслено и, в конечном итоге, повлияет на выбор жизненного пути. Сембигали зачитывался эпосами о батырах и уже в четвертом классе запоем прочел «Путь Абая». Помогая чабанам на джайляу, мальчик любил наблюдать, как быстро меняется природа вокруг, как изменчиво состояние неба, звезд, луны. А когда скачешь на лошади, гуляка-ветер забирается, кажется, в самые укромные уголки твоей души, помогая ей вместе с дождем и солнцем стать чище, добрее. Эти ощущения, уходящие корнями в далекое детство, Смагулов бережно хранит до сих пор. После школы он поступает в Алматинское художественное училище им. Гоголя, которое заканчивает в 1984 году. Затем годы учебы в Алматинском государственном  театрально-художественном институте им. Жургенова, на отделении монументально-декоративной живописи. Оттуда, в 1982 году, он выходит вполне зрелой и сформировавшейся личностью. На его творчество, на его мировоззрение за годы учебы наложило отпечаток не только общение с любимыми учителями и творческими личностями, такими, как Геннадий Завизионный, Алибай Бапанов, Кадырбек Каметов, но и знакомство с творчеством великих философов. Труды одного из них – Борхеса, становятся буквально настольной книгой пытливого и ищущего себя в этой жизни художника.

По завершении учебы Сембигали участвует в первых выставках и акциях организованной им молодежной группы «Коксерек». По мнению Смагулова, в художественном мире существует много самых разных факторов, влияющих на формирование личности самого художника. Причем сами художники, будь то скульпторы, живописцы, графики или прикладники, непременно делятся на тех, кто создает свои произведения в так называемых пределах досягаемости умов – они просты и, по большей части, понятны для восприятия, и на тех, кто, пытаясь уйти от обыденности, создает своеобразное «нечто» из знаков и символов, какие только можно почерпнуть в мироздании.

Юные дарования из «Коксерека», успев создать свой манифест, провозглашающий свободу, профессионализм и силу, а также провести несколько вернисажей, ударились в крайний радикализм, от которого Сембигали оказался весьма далек. Ведь его пытливому и ищущему уму было близко творчество таких мэтров искусства, как Мирро, Пауль Клей, Врубель, которые манили своими неоконченными, недосказанными намеками на потустороннюю силу и красоту, что лилась из-под приподнятых занавесов на холстах их. И хотя полученное образование позволяло Смагулову найти свое творческое самовыражение в каком угодно художественном контексте, его размышления над Ницше и Борхесом, видимо, дали свой результат, и Сембигали избирает знаково-символическую живопись, которая с этих пор становится его путеводной звездой в мире красок, сюжетов и холстов.

Смагулова приглашают возглавить молодежный союз художников в г. Алматы. Он становится организатором фестиваля «Жигер», издает полноцветные каталоги работ молодых мастеров, учреждает премии для художников за победы на творческих конкурсах, проводит мастер-классы и семинары между художниками. А в 2001 году Сембигали приглашают работать в Астану, куда он и переезжает вместе с семьей и многочисленными творческими идеями. После первого же проведенного им семинара в Боровом, который собрал художников буквально из всех уголков республики, его избирают председателем Союза художников молодой столицы. В отремонтированном зале галереи Дома художников стали вновь проходить вернисажи, распахнул свои двери закрытый незадолго до этого художественный салон, да и сами художники почувствовали свою востребованность.

Выставку, организованную сегодня по случаю пятидесятилетнего юбилея автора, можно разделить на ретроспективу произведений реалистического характера: «Портрет сестры», «Юность», «Кызыл уык», основную линию творчества мастера, символизм: «Танирден», «Моя вертикаль», «Три моих покровителя», «Полет над Хан Тенгри», и концептуально объединяющую предыдущие разделы экспозиции – скульптурную коллекцию: «Высота гадюки», «Бакыт», «Бастюрк», «Композиция Курмангазы», «Квадрига – символ возрождения искусства степи».

Сембигали Смагулов в своем творчестве всегда ставил перед собой новые художественные задачи, в каком бы виде изобразительного искусства ни работал, будь то скульптура, живопись, монументальное искусство. Природный дар, подкрепленный фундаментальными знаниями и профессиональным трудом, позволяет ему выгодно отличаться в пространстве высокого искусства. Неудобные размеры и свободную демонстрацию их разрешения можно отнести к одной из поставленных Смагуловым художественных задач данной выставки. О глубоком знании ментального мировосприятия казахами универсума ярко свидетельствуют названия его сегодняшних произведений: «Алемдар», «Номад наме», «Темірказык», а также их художественное прочтение.

Живописные произведения Сембигали Смагулова приобретены ведущими музеями страны, став национальным достоянием казахского народа. А его написанное еще в 1987 году произведение «Кони моего отца» находится в Музее народов Востока в Москве.

Сегодня Сембигали по-прежнему много работает и творит у себя в уютной мастерской. Попадая в нее, чувствуешь, что это словно граница между двумя мирами, именно та, о которой говорят символы и знаки на холстах художника, сами и являющиеся таковыми.

Рита Климова для КК,

Астана

Яндекс.Метрика