Home » Партийная жизнь, Южно-Казахстанский обком » Вопросы формирования казахстанской идентичности обсудили в Южно-Казахстанском обкоме

Вопросы формирования казахстанской идентичности обсудили в Южно-Казахстанском обкоме

13 декабря 2017 года Южно-Казахстанский обком КНПК провел круглый стол на тему «Казахстанская идентичность: трудности обретения» с участием представителей управлений культуры, координации и занятости населения, экономики и бюджетного планирования, НПО, Профцентра ЮКО, Совета ветеранов г.Шымкента, общественных деятелей и актива обкома.

По результатам обсуждения был принят итоговый документ:

«Национальная идентичность – это одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Идентичность является динамичной системой взглядов и убеждений.

Крах некогда единого института советского гражданства, новые реалии самостоятельного политического существования Казахстана повлекли за собой иные требования к его гражданам. Оказалось, не просто сменить идентичность, перейти к рынку и демократии, построить национальное государство.

Государство целенаправленно занимается трансформацией сознания человека в гражданина национального государства. В настоящее время Казахстан является государством, в котором идет процесс формирования политической нации, когда форму общности можно описать как «казахстанский народ». Этим задается внеэтническое понимание национальной идентичности, предполагающее включенность представителей иных этнических групп в состав казахстанской нации.

Идет процесс выработки новых общенациональных, общегражданских идей, объединяющих все этносы, которые призваны «устранить неопределенность в жизненных и ценностных ориентациях казахстанцев и способствовать обретению целостного общественного сознания».

Эти общегражданские идеи включают идею патриотизма: чувство любви к Родине, лояльность к государству, а также отстаивание государственных интересов.

Но не все просто с казахской идентичностью. Она имеет несколько уровней и состоит из нескольких локальных казахских идентичностей. Разные статусные позиции определяются внутриэтническим социальным неравенством, типом поселения, уровнем владения казахским языком, типом религиозности.

Кроме того, сегодняшние процессы глобализации и трансформации, наблюдающиеся в мире, нарушают традиционные формы идентичности, ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентичности человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций.

Наступление информационного общества меняет не только привычные ориентиры, но и социальные и культурные механизмы поддержания идентичности.

В конечном итоге — разрушение идентичности народа оборачивается истощением его «личностного» начала.

Таким образом, национальная идентичность есть необходимое условие достойного существования нации в целом и каждого ее представителя. Наиболее действенным способом упрочнения национальной идентичности следует считать прояснение национального сознания, самоопределения индивида.

К сожалению, в последние годы мы были свидетелями вытеснения традиционных социальных норм культом потребления и «рыночными ценностями». Кроме того, существует риск культурной унификации, «американизации» и «вестернизации», т. е. утверждения в качестве всеобщих культурных универсалий системы ценностей американской и западноевропейской культур, активно внедряющихся посредством широкого распространения СМИ.

Неслучайно Глава государства объявил о том, что необходимо приступить к более масштабной и фундаментальной работе для укрепления национальной идентичности и построения процветающей нации.

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент поделился своим видением того, как казахстанскому народу сделать шаг навстречу будущему.

Важным пунктом в рамках модернизации общественного сознания стала инициатива по переходу казахского алфавита на латиницу. Переход на латиницу имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке.

Латиница, как показывает опыт многих стран, в том числе и тюркоязычных, более функциональная в правописании, фонетике и быстрее поддается усвоению со стороны учащихся начальных школ. Латиница лучше подходит к тюркским языкам с точки зрения основ фонетической транскрипции.

Латиница считается очень приспособленной и легкодоступной для использования, чем арабица, кириллица и другие графики. Примечательно, что для плавного перехода в Казахстане определен адаптационный период в несколько лет. Это поможет не только молодым, но и представителям преклонного возраста постепенно приобщиться к нормам латинского алфавита, который очень незатейлив и податлив даже в правописании.

Кроме того, Казахстан интегрируется в мировое информационное пространство. Все цифровые ресурсы будут доступны для всех пользователей латинского алфавита в мире. То же самое касается книг на казахском языке – они станут доступны огромному количеству людей, которые владеют казахским языком, но не читают на кириллице.

Переход на латинскую графику для казахского языка — одна из мер по повышению конкурентоспособности казахстанцев в условиях новой глобальной реальности. Это выбор в пользу открытого и глобального мира с тем, чтобы казахский язык получил новую динамику в своем развитии.

Коммунистическая Народная партия Казахстана поддерживает инициативу по переходу на латинскую графику. В будущем это положительно скажется на процессах интеграции казахской культуры в мировую, позволит расширить информационные границы.

Также задачи модернизации будут включать в себя превращение образования в главный приоритет для казахстанской молодежи и обеспечение компьютерной грамотности, знания иностранных языков и культурной открытости казахстанцев.

Проблемы государственной, национальной, гражданской идентичности, ее сохранение и дальнейшее развитие, не разрушая её целостности – один из основных вопросов, анализ которых необходим для выработки наиболее эффективного вхождения Казахстана в мировое сообщество и как ответ на вызовы глобализации.

Поэтапное внедрение новой модели общественного сознания позволит создать устойчивые культурные ориентиры, которые станут фундаментом для построения сильной нации.

Из материалов Южно-Казахстанского обкома КНПК

Яндекс.Метрика