Home » № 24//28.06.2013 » Законные аргументы

Законные аргументы

Как считают специалисты, в Казахстане практически отсутствует регулирование административно-правовых отношений (административная юстиция) между государством и гражданином. Не случайно именно в Астане состоялась международная научно-практическая конференция на актуальную тему «Административная юстиция: специализация и упрощение судопроизводства, повышение эффективности правовой защиты».

Административно-правовые отношения, которые в нашей республике до сих пор не урегулированы, представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию и особенно по их участникам.

Но, как считают сторонники доктрины единой юстиции, граждане всегда будут заинтересованы в минимуме судебных учреждений и инстанций.

Например, представить себя спорящим с государством еще пару десятков лет назад было проблематично. И причина была не только в том, что граждане боялись спорить с государственной администрацией, но и в том, что в советской политико-правовой культуре считалось, что у граждан и государственных органов не может быть споров. В то время как сегодня такие споры уже стали, к сожалению, обычным делом.

Более того, как отмечают эксперты, в стране складывается непонятная ситуация. Когда спорят между собой гражданин и государственный орган, дело рассматривается обычным судом. Когда по аналогичному вопросу судятся организация и государственный орган, дело рассматривается специализированным межрайонным экономическим судом.

Однако, как отметил в своем выступлении на международной конференции «Административная юстиция: зарубежный опыт и перспективы реформирования в Республике Казахстан» председатель Верховного Суда РК Бектас Бекназаров: «Мировой опыт свидетельствует о том, что административные суды должны разрешать споры с публичной администрацией, а не налагать административные взыскания, так как административная юстиция является правозащитным, а не карательным по отношению к физическому или юридическому лицу институтом».

Ведь только наличие доступного и объективного механизма защиты прав и свобод граждан от незаконных притеснений со стороны должностных лиц может стать одним из главных аргументов, свидетельствующих о реальном формировании правового государства, о стремлении национальной правовой системы к общемировым стандартам и юридическим идеалам.

А значит, выход прост: необходимо, как говорят специалисты, прописать подробно вопросы производства по делам об административных правонарушениях в КоАП. Тем более что об этом сказано и в Концепции правовой политики на период 2010-2020 годов: следует четко определиться с предметом регулирования административно-процессуального законодательства. Может, стоит прислушаться к этому пожеланию и добавить, что необходимо определиться и со многими другими вопросами. Ведь исправлять дефекты после принятия акта будет гораздо труднее, чем в процессе его подготовки.

Рита Климова,

Астана

Яндекс.Метрика